13 старый стиль
ст.ст.),
Седмица 17-я по Пятидесятнице.
Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме.
Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме
Память: Память (икона) обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее). Предпразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Сщмч. Корнилия сотника. Мчч. Кронида (икона), Леонтия и Серапиона. Мчч. Селевка и Стратоника. Мчч. Макровия, Гордиана, Илии, Зотика, Лукиана и Валериана. Сщмч. Иулиана пресвитера. Прп. Петра в Атрои. Вмц. Кетеваны (икона), царицы Кахетинской (Груз.). Сщмчч. Стефана, Александра пресвитеров и Николая диакона.
 

История храма  

    ....

KapustinPicBig.jpg

KapustinPic24A.jpg
Пустошь Левонова впервые упоминается в писцовых книгах 1573–1574 гг. В 1626 г. Леоново было пожаловано князю Ивану Никитичу Хованскому, который вскоре поставил деревянную Ризоположенскую церковь на том самом месте, где стоит и нынешний храм. Первое упоминание о ней имеется в 1633 г., второе — в 1635 г. Первое время при наследниках И.Н. Хованского — братьях Иване и Петре Хованских — поселение было весьма немногочисленно, своего прихода почти не было, и причт получал от владельцев поместья ругу. (Руга — первоначально означала отсыпной хлеб, выдававшийся духовенствув место жалования).
KapustinPi15A.jpgprobel.gifПортрет князя Алексея Хованского. 
из книги Galleazzo
изд. 1670 г. Снимок П. Павлова с гравюры, находящейся в архивах Мин. иностр. дел.
В начале XVIII в. Леоново перешло в собственность Василия Петровича Хованского, вельможи петровского склада, при котором произошел следующий прискорбный случай, описанный неким Берхгольцем, камер-юнкером герцога Голштинского, жившего одно лето на даче в Свиблове рядом с Леоновом. Молодой князь Василий пригласил гостей, преимущественно светскую молодежь, которые, сильно выпив сами, напоили хозяина до бесчувственного состояния и, положив его в гроб, отнесли в церковь, где перед алтарем в кощунственной форме совершили положенные обряды, после чего разъехались, оставив хозяина в церкви, откуда лишь под утро его вывел священник Филипп Леонтьев. Узнавший об этом от канцлера Шафирова царь Петр всех участников выходки приговорил к смертной казни, которую впоследствии заменил телесным наказанием в своем присутствии. После этого случая, раскаявшийся в совершенном богомерзком поступке, Хованский обратился в Синод c ходатайством о разрешении построить новую, каменную церковь. Но в связи с запрещением каменного строительства везде, кроме Петербурга, сделанным в 1714 г., указ о построении каменного храма был выдан лишь в 1719 г. Новый храм, выстроенный в 1719–1722 гг. из камня, был освящен в 1722 г. в день праздника Положения Ризы Пресвятой Богородицы (2 июля ст. ст.). В указе записано: «Церковь освятить Большого Успенского собора протопопу Феодору Панкратьеву с братией».  
KapustinPic16A.jpgprobel.gifУсадьба Леоново в 1806 г. Со старинной гравюры из книги G. Fisher «Мuseum Demidoff»
В 1767 г. имение было продано Павлу Григорьевичу Демидову, который прожил в нем почти безвыездно 54 года. При нем был создан прекрасный парк, для которого он выписывал из Сибири редкие деревья, устроены оранжереи и пруды с множеством рыбы и птиц. К концу жизни он заболел нервным расстройством (выражавшимся, в частности, в том, что «не выносил» колокольного звона и поэтому настоял на закрытии храма). 
KapustinPic18A.jpgprobel.gifПавел Григорьевич Демидов (1738–1821) — учёный натуралист, действительный статский советник, меценат, основатель Ярославского училища высших наук.  
Со старинной гравюры из книги G. Fisher «Мuseum Demidoff».
Церковь затворили в 1800 г., и она «оставалась без пения до 1859 г.», придя в полное запустение. Одно из первых изображений ее — гравюра 1806 г., на которой вид ее во всем соответствует современному, за исключением двух небольших главок, расположенных на скатах кровли над существующими доныне приделами.  
KapustinPic17A.jpgprobel.gifРизоположенская церковь в Леонове. Закрыта в 1800 г. и оставалась «без пения» до 1859 г., крыша вся обросла березами. (C гравюры, разысканной председателем Московского Биржевого Комитета Николаем Александровичем Найденовым сделан был фотографический снимок Александром Арсеньевичем Капустиным)  

В 1812 г. войска Наполеона осквернили церковь, устроив в ней конюшню. После смерти Демидова в 1821 г. его наследники продали имение. Новый владелец, в свою очередь, продал его в 1825 г. купцу Кожевникову. При Кожевникове был вырублен лес и почти полностью парк. 
Selo2.jpg 
фототипия 1888 года
В 1859 г. фабрикант Молчанов, построивший незадолго перед тем Ростокинскую ситценабивную фабрику, отремонтировал храм для духовных нужд своих рабочих. Видимо, в это время были выполнены фресковые росписи на внешних боковых стенах центрального куба. До молчановского ремонта храм, вероятно, был еще холодным; на фото конца XIX в. уже видна железная печная труба. В наши дни от имения остались лишь пруд, небольшая липовая аллейка и совершенно потерявший прежний облик 2-этажный дом над прудом. Пруд с полным основанием можно отнести к XVIII в., дом и аллея, видимо, конца XIX в.
  Kapustin20A.jpgprobel.gifДворец Демидова, переделанный под дачи. 1894 г. фото Вл. Капустина.   
Примерно в то же время в Леоново появляется и ещё одна фабрика — бумажная. Леоново относилось к Свибловской сельской общине. В середине XIX в. население села составляет 70 человек. В 1873 году в окрестностях Леонова — только частные земли. Половина десятины принадлежало мещанину Дмитрию Федоровичу Богомолову. Последними владельцами села с 1870 до 1917 г. были Капустины: Арсений Михайлович и Ольга Александровна (дети: Александр, Людмила, Варвара, Владимир, Николай и Ольга). Владимир Арсеньевич Капустин был очень привязан к Леонову. 
 leonovo007a.jpgprobel.gifРизоположенская церковь в Леонове. 1894 г. фото Вл. Капустина.
 KapustinPic26A.jpg probel.gifВладельцы Леонова с 1870–71гг. Арсений Михайлович и Ольга Александровна Капустины в кругу своей семьи.
Он написал и издал в 1908 году брошюру «Леоново. Подмосковное поместье боярина князя Ивана Никитича Хованского», собрав для нее большой исторический материал.
 Kniga.jpg probel.gif«Исторические заметки»,
В.А. Капустина, изданные в 1908 г. 
После октябрьского переворота, атакам богоборческой власти подвергся и храм Ризоположения. 23 апреля 1922 г. в  храме с. Леоново с насилием было изъято 26 пудов 3 золотника серебра5. По договору от 17 декабря 1918 г. между районным Советом депутатов и прихожанами леоновская церковь была передана верующим в безвозмездное пользование. Из договора видно, что она в это время являлась приписной и находилась в свибловском Свято-Троицком приходе. В том же году значительное количество икон и, главным образом, церковной утвари, было передано в леоновскую церковь из Свято-Михайловской церкви Гродненской епархии. Эти иконы сейчас находятся: икона Феодоровской Божией Матери у левого клироса главного алтаря, а икона «Трех радостей» в неополимовском пределе храма.
 nadgrobie.jpg probel.gifВ 1917 году во дворе Храма Ризоположения был похоронен скончавшийся на 88 году жизни протоиерей Иоаким Васильевич Смирнов (бывший гласный уездного земского собрания в 1860-х годах, то есть депутат местного земства), прослуживший священником в Леонове 46 лет.
На участке храма — единственное надгробие протоиерея Иоакима Васильевича Смирнова, скончавшегося на 88-м году жизни в 1917 г. и прослужившего в леоновской церкви 46  лет. С 1917 по 1929 г. здесь служил внук о. Иоакима — о. Владимир Смирнов.
 PAVELs.jpgprobel.gifСвященомученик Павел Фелицын. Икона нашего храма  
В 1930-е гг. в храме служил священномученик Павел Фелицын, приговоренный в 1937 г. к 10 годам лагерей и скончавшийся в 1941 г. Он прославлен в сонме новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 г., память его празднуется 4 (17) января.Позднее здесь служил протоиерей Иоанн Марков — с 1942 по 1955 г. При нем была сделана электропроводка, печное отопление заменено на водяное. Приобретено паникадило, отреставрированы иконы. В годы Великой Отечественной Войны храм вносил большие отчисления в фонд Красной Армии. Существуют свидетельства того, что в разные годы храм посещали московские Патриархи: Алексей I, Пимен, Алексей II. Непосредственным тому подтверждением служат благословленные ими антиминсы для приделов храма Ризоположения.
old_Leonovo.jpg  
открытка середины (?) XX века
В престольный праздник за богослужением в храме ранее читался обычно акафист Державной иконе Богоматери (так как акафиста Ризоположению в те годы не было). Основная мысль его отвечает содержанию праздника Положения ризы: «Державный покров Ее благости» — это защита и заступление, даруемые верующим честной ризой Богоматери.
 260hist07.jpg probel.gifМитрополит Питирим в престольный праздник
В 1972 г. храму исполнилось 250 лет. Однако празднование юбилея решено было провести в престольный праздник следующего года, когда 15 июля н. с. по благословению патриарха Пимена литургию и праздничный молебен в храме служил архиепископ Волоколамский Питирим. 
church2.jpg  
фотография 60–70 (?) годов XX века
В церкви сохранились несколько икон старого письма, перенесенных, вероятно, еще из деревянного храма XVII столетия. Это два одинаковых по размеру, живописной манере письма и оформлению образа Богородицы начала XVIII в. — «Утоли моя печали» и Казанский, расположенные один против другого у стен боковых пределов. Храмовый образ «Положения честной Ризы Богоматери» выполнен маслом в XIX в.
 Utoli2.jpgprobel.gifИконы Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» и «Казанская»
 HrO.jpgprobel.gifСовременный вид иконы Ризоположения икона в иконе
Четырехъярусный иконостас с иконами тонкого письма  школы XIX в. Росписи на стенах — позднейшего времени, выполнены в разные сроки. Интересна роспись «Избиение младенцев» на западной стене придела святителя Николая. По стилю она относится к концу XVIII в. и принадлежит школе Н.П. Аргунова — академика живописи, бывшего крепостным графа Шереметева. Фреска на наружной стене сохранилась только слева.
freskaNA.jpgprobel.gifРоспись Никольского придела «Избиение младенцев» школы Н.П. Аргунова
freskaR.jpg probel.gifсохранившиеся фрески на наружной стене
В храме Ризоположения Божией Матери в Леоново в ХХ-м веке в разные годы служили замечательные пастыри, внесшие весомый вклад в дело укрепления Православия на российской земле. Так, после окончания войны в храме алтарником служил будущий старец схиигумен Савва (Остапенко, 1898–1980), подвизавшийся в советские годы в Псково-Печерском монастыре. В продолжение многих десятилетий этот великий пастырь был образцом любви, чистоты, доброты и духовной мудрости. За его советами приезжали люди со всей России и не было человека, соприкоснувшегося с батюшкой и оставшегося без утешения. По воспоминаниям очевидцев, старец обладал большой духовной и житейской мудростью. «…по окончании войны в свободное от работы время он стал ездить в Леоново, где особо чтилась чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Трех радостей». Туда он ездил молиться и помогать священнику: пел и читал на клиросе». Пожилые прихожане храма с любовью и сердечной теплотой отзываются и о служивших в храме почив-ших протоиерее Борисе Егоровском, кротком священнике иерее Валентине, протоиерее Аркадии Станько, протоиерее Анатолие Цвиркунове, иерее Андрее Грачеве, протоиерее Викторе Иванове, которые в трудные минуты человеческой жизни своими молитвами и помощью укрепляли души страждущих.В 1970-е гг. усердием настоятеля протоиерея Геннадия Нефедова была приобретена величайшая святыня частица Ризы Божией Матери.
Riza.jpg 
Вокруг храма была сделана церковная ограда, усилиями почившего в Боге бывшего настоятеля о. Андрея Грачева (†2008) проведен капитальный ремонт всех хозяйственных построек, облагорожена территория Церкви.Храм любят посещать многие священнослужители из самых разных уголков России и зарубежья, которые вместе с настоятелем и духовенством храма участвуют в богослужениях. Так, 22 марта 2012 г. из кафедрального собора Пресвятой Богородицы Всех скорбящих Радости в Сан-Франциско протоиереем Петром Перекрестовым была привезены мощи святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца. В честь встречи великой святыни в храме Ризоположения Божией Матери при собрании многочисленного народа была отслужена Божественная Литургия, по окончании которой сказано пастырское слово о роли вселенскогосвятителя в жизни Церкви и ее народа.
 larez.jpg 
probel.gifКовчег с мощами святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца
Наряду с радостными и торжественными событиями в жизнь храма приходят скорби и утраты. Однако, по слову преподобного Макария Оптинского, «…невозможно быть сему, чтобы жизнь всю провести без искушений и скорбей, а быть в отраде и без попечения. Тут-то и познавай, что Бог о тебе промышляет, когда посылает скорби и печали, и хочет тебя оными обучить и упремудрить в духовном разуме». 21 мая 2012 г. отошел ко Господу ревностный служитель Христовой Церкви, молодой священник иерей Вячеслав Трусов. Батюшка был истинно добрым пастырем, сердечно откликавшимся на просьбы и скорби обращающихся к нему людей. В последние дни своей земной жизни, уже прикованный к одру болезни, батюшка ежедневно причащался Святых Пречистых Бессмертных Христовых Тайн. Верим, что душа дорогого о. Вячеслава, сподобившаяся причастия в день своей кончины, получит оправдание и милость Всемилостивого и Человеколюбивого Господа и Создателя нашего Иисуса Христа.В настоящее время при храме Ризоположения Пресвятой Богородицы в Леоново действует Воскресная школа, курсы обучения иконописи и пению. Проводится работа по социальному служению, работает клуб православной молодежи. Ежемесячно выходит в свет иллюстрированный журнал «Леоновский Благовестник». На сайте храма регулярно появляются статьи богословского содержания. Каждый понедельник вечером проводятся беседы с прихожанами.
 Blagovestnik01.jpg probel.gif«Леоновский Благовестник» иллюстрированный приходской журнал 
2-й год проводится Пасхальный фестиваль «Перезвон», участниками которого могут стать все желающие. Но самым важным в жизни прихода являются богослужения, которые совершаются священнослужителями ежедневно: утром — Божественная Литургия, вечером — Вечерня, Утреня. По вторникам Божественная Литургия совершается с добавлением прошений об умножении любви. Заступничеством Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии храм живет полнокровной литургической жизнью.За вечерними богослужениями совершаются акафистные пения празднуемым святым, а также, еженедельно, по вторникам за вечерним богослужением — акафист иконе Божией Матери «Неопалимая Купина», в среду вечером — акафист святителю и чудотворцу Николаю Мирликийскому, в пятницу вечером — акафист Положению Ризы Пресвятой Богородицы, в воскресенье — вечерня с акафистом Воскресению Христову.В истории храма было много светлого и радостного, были гонения и скорби. Однако, по благоуветливому глаголу апостола Павла, нам следует «всегда радоваться, непрестанно молиться, за все благодарить: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес., 5,16–18). Будущая судьба храма, будущее России и каждой отдельной человеческой личности в руках Божиих. Наш же удел уповать на Его всеблагое милосердие и сердечно восклицать: слава Богу за все! «Буди имя Господне благословенно во веки» (Иов, 1, 21).Двери храма в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне открыты для всех тех, кто ищет Истину, желает получить духовную помощь и поддержку.

Литература:
 
Сорок Сороков: Краткая иллюстрированная история исех Московских храмов: В 4 т. т.3: Москва в границах 1917 года. М., 2004. С. 170–175. 
Рукопись Александровского. № 339.   
Список Бахима. № 510.  
Благовещенский И. А. Краткие сведения о всех церквах московской епархии. М., 1874. С. 104. № 698.  
Останкович Н. П. Путеводитель по московской Окружной железной дороге. М., 1912. 
Памятники усадебного искусства. М., 1928. Вып. I. С. 40.   
Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI-ХVШ ст. М., 1887. Вып. 5 (Радонежская десятина). С. 142.  
Мартынов А. А. Подмосковная старина. М., 1889.  
О-в В. Храм Положения Ризы Пресвятой Богородицы, что в Леонове // Журнал Московской Патриархии. 1973. № 9. С 20-26.  
Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 2.   
Капустин В. А. Леоново, подмосковное поместье Ивана Никитича Хованского. М., 1908. 
Православные храмы Москвы. М., 1988. С. 32.    
Каталог архивов. Вып. 3. С. 518; Вып. 5. С. 237.   
Черная книга («Штурм небес») / Сост. А. А. Валентиное. Париж, 1925. С. 264.