7 старый стиль
Седмица 5-я по Пятидесятнице.
Евфросиния (Евдокия) Московская.
Евфросиния (Евдокия) Московская
Память: Прп. Фомы, иже в Малеи. Прп. Акакия (икона), о котором повествуется в Лествице. Прп. Евфросинии, в миру Евдокии (икона), кн. Московской. Мчч. Перегрина, Лукиана, Помпея, Исихия, Папия, Саторнина и Германа. Мч. Евангела. Мц. Кириакии (икона). Прмчч. Епиктета пресвитера и Астиона монаха. Обретение мощей прп. Герасима (икона) Болдинского. Сщмч. Павла пресвитера. Влахернской (икона) иконы Божией Матери.

Священномученик Павел

Священномученик Павел

Пресвитер Леоновский
Память 4 (17) января

Оккультизм, суеверия, порча: искушение и преодоление

18.03.2019


оккультизм.jpg


Эта тема шире, чем может показаться на первый взгляд, так как помимо прямого занятия оккультизмом и обращения к колдунам, магическое мышление сохраняется на уровне бытовой жизни людей

Оно встречается и среди церковных людей, проявляясь в суеверии, в «магическом» отношении к молитве и церковной службе.

Оккультизм — это учение о скрытых таинственных силах, которые можно использовать, чтобы достичь благополучия в земной жизни. Принципиальное отличие оккультных практик от религии в том, что в религии (прежде всего, в Православии) познание духовного мира непосредственно связано с приобщением к Богу. Тогда как оккультизм предлагает путь к духовным силам, минующий Бога. 

Оккультизм находит свое предельное выражение в магии, которая является попыткой овладеть сверхестественными и природными силами с помощью заклинаний, ритуалов и мистических действий. Виды оккультных практик приведены в книге, и включают в себя и непосредственно колдовство, и народное целительство, и экстрасенсорику. Большим соблазном для людей может служить мнение самих экстрасенсов и целителей, а также прорицателей о том, что их сила — это дар от Бога. Однако все эти практики есть запрещенная Богом связь с невидимым миром духов зла.

Часто человек обращается к оккультизму, потому что не видит другого выхода в постигших его неудачах и бедах, которые он хочет устранить или разрешить любой ценой. Для современного человека земное благополучие — это главное условие счастья, поэтому серьезные бедствия и неприятности он воспринимает без понимания, как они могут принести пользу его душе, и стремится к их быстрому устранению. Однако святые отцы говорят о Божественном Промысле и попечении Бога о человеке, в котором приоритетом выступает спасение души. Случающееся с нами, как плохое, так и хорошее, является условиями, в которых формируется личность для будущей вечности. Поэтому стремление к земному благополучию в ущерб своей бессмертной душе может быть разрушительным для человека.

Магические формулы, используемые колдунами и целителями, привлекают людей тем, что обещают обязательное исполнение просимого, так как имеют принудительную силу к достижению желаемого. Молитва же Богу предполагает добровольность отклика, в ней человек, испрашивая что-товажное, все равно вверяет себя в руки Божии, ища не только своей воли, но и воли Создателя. Часто мнение общества о земном благополучии не совпадает с тем, в чем состоит Божий Промысл, направленный на максимальное раскрытие добра в человеке. Кроме того, в молитве получение просимого — это не самое важное, так как молитва Богу сама по себе является ценностью, и пребывание в ней, по словам преподобного Иоанна Лествичника, уже есть приобретение, потому что является пребыванием в Боге.

Смущающие многих дары прорицания и целительства, имеющие для нецерковных людей неясное происхождение, часто путают с дарами Божиими и сравнивают с духовными дарами святых Церкви. Однако святые, в отличие от колдунов, экстрасенсов и целителей, никогда специально не стремились к приобретению какого-либо дара. Напротив, они устраняли в себе все, что мешало им быть с Богом, то есть нравственные недостатки, грехи и пороки. Известен случай из жизни митрополита Антония (Сурожского), когда у него начал проявляться дар чтения мыслей. Он помолился Богу с вопросом, от Него ли этот дар, и если это дар не Божий, то пусть он будет снят. И дар мгновенно исчез. Жизнь святых — это уподобление Богу по нравственной чистоте и праведности, и верность Богу до конца. Дары святых появляются не от личных способностей, а от Божественного провидения и откровения, но оно невозможно без чистоты сердца.

Люди часто испытывают страх перед порчей — одним из видов «темного» магического воздействия, несущего с собой телесные и душевные недуги. Возникает вопрос, могут ли демоны исполнять чье-то желание? Мир падших духов реален, но из Священного Писания мы знаем, что бесы не могут войти даже в стадо свиней без дозволения Господа. Диавол не равнозначный противник Богу, как думают многие, перед Богом он вообще ничто. В этом мире нет ничего сильнее благодати Духа Святого, поэтому христианин, живущий молитвенной жизнью и участвующий в Таинствах Церкви, не должен испытывать страха перед воздействием магических чар.

Магическое сознание глубоко проникло в нашу жизнь, и это выражается в бытовом суеверии. Суеверное сознание характеризуется щепетильным отношением к внешнему действию, поступку, явлению, как могущему повлиять на события в нашей жизни, защитить нас от каких-то негативных последствий. От подлинной веры суеверие отличается тем, что истинно верующий трезво и рассудительно относится к явлениям духовного мира. Остерегаться нужно прежде всего того, что лишает нас благодати Божией, то есть греха. Подлинная победа над диаволом находится совсем в другой плоскости, чем это принято думать в миру, а именно — в евангельском отношении к людям, в исполнении заповедей Божиих. Это наиболее трудоемкая работа, но она вознаграждается вечной радостью.


Книжное обозрение подготовила: Анна Лебедева



Возврат к списку