26 старый стиль
Седмица 26-я по Пятидесятнице.
Святитель Иннокентий, епископ Иркутский.
Святитель Иннокентий, епископ Иркутский
Память: Прп. Алипия (икона) столпника. Освящение церкви вмч. Георгия (икона) в Киеве. Свт. Иннокентия (икона), еп. Иркутского. Прп. Иакова отшельника Сирийского. Прп. Стилиана (икона) Пафлагонского. Сщмчч. Иоанна, Георгия, Назария, Василия, Василия, Илии, Василия, Даниила, Михаила, Николая пресвитеров, прмч. Тихона. Мч. Петра.

Священномученик Павел

Священномученик Павел

Пресвитер Леоновский
Память 4 (17) января

Оккультизм, суеверия, порча: искушение и преодоление

18.03.2019


оккультизм.jpg


Эта тема шире, чем может показаться на первый взгляд, так как помимо прямого занятия оккультизмом и обращения к колдунам, магическое мышление сохраняется на уровне бытовой жизни людей

Оно встречается и среди церковных людей, проявляясь в суеверии, в «магическом» отношении к молитве и церковной службе.

Оккультизм — это учение о скрытых таинственных силах, которые можно использовать, чтобы достичь благополучия в земной жизни. Принципиальное отличие оккультных практик от религии в том, что в религии (прежде всего, в Православии) познание духовного мира непосредственно связано с приобщением к Богу. Тогда как оккультизм предлагает путь к духовным силам, минующий Бога. 

Оккультизм находит свое предельное выражение в магии, которая является попыткой овладеть сверхестественными и природными силами с помощью заклинаний, ритуалов и мистических действий. Виды оккультных практик приведены в книге, и включают в себя и непосредственно колдовство, и народное целительство, и экстрасенсорику. Большим соблазном для людей может служить мнение самих экстрасенсов и целителей, а также прорицателей о том, что их сила — это дар от Бога. Однако все эти практики есть запрещенная Богом связь с невидимым миром духов зла.

Часто человек обращается к оккультизму, потому что не видит другого выхода в постигших его неудачах и бедах, которые он хочет устранить или разрешить любой ценой. Для современного человека земное благополучие — это главное условие счастья, поэтому серьезные бедствия и неприятности он воспринимает без понимания, как они могут принести пользу его душе, и стремится к их быстрому устранению. Однако святые отцы говорят о Божественном Промысле и попечении Бога о человеке, в котором приоритетом выступает спасение души. Случающееся с нами, как плохое, так и хорошее, является условиями, в которых формируется личность для будущей вечности. Поэтому стремление к земному благополучию в ущерб своей бессмертной душе может быть разрушительным для человека.

Магические формулы, используемые колдунами и целителями, привлекают людей тем, что обещают обязательное исполнение просимого, так как имеют принудительную силу к достижению желаемого. Молитва же Богу предполагает добровольность отклика, в ней человек, испрашивая что-товажное, все равно вверяет себя в руки Божии, ища не только своей воли, но и воли Создателя. Часто мнение общества о земном благополучии не совпадает с тем, в чем состоит Божий Промысл, направленный на максимальное раскрытие добра в человеке. Кроме того, в молитве получение просимого — это не самое важное, так как молитва Богу сама по себе является ценностью, и пребывание в ней, по словам преподобного Иоанна Лествичника, уже есть приобретение, потому что является пребыванием в Боге.

Смущающие многих дары прорицания и целительства, имеющие для нецерковных людей неясное происхождение, часто путают с дарами Божиими и сравнивают с духовными дарами святых Церкви. Однако святые, в отличие от колдунов, экстрасенсов и целителей, никогда специально не стремились к приобретению какого-либо дара. Напротив, они устраняли в себе все, что мешало им быть с Богом, то есть нравственные недостатки, грехи и пороки. Известен случай из жизни митрополита Антония (Сурожского), когда у него начал проявляться дар чтения мыслей. Он помолился Богу с вопросом, от Него ли этот дар, и если это дар не Божий, то пусть он будет снят. И дар мгновенно исчез. Жизнь святых — это уподобление Богу по нравственной чистоте и праведности, и верность Богу до конца. Дары святых появляются не от личных способностей, а от Божественного провидения и откровения, но оно невозможно без чистоты сердца.

Люди часто испытывают страх перед порчей — одним из видов «темного» магического воздействия, несущего с собой телесные и душевные недуги. Возникает вопрос, могут ли демоны исполнять чье-то желание? Мир падших духов реален, но из Священного Писания мы знаем, что бесы не могут войти даже в стадо свиней без дозволения Господа. Диавол не равнозначный противник Богу, как думают многие, перед Богом он вообще ничто. В этом мире нет ничего сильнее благодати Духа Святого, поэтому христианин, живущий молитвенной жизнью и участвующий в Таинствах Церкви, не должен испытывать страха перед воздействием магических чар.

Магическое сознание глубоко проникло в нашу жизнь, и это выражается в бытовом суеверии. Суеверное сознание характеризуется щепетильным отношением к внешнему действию, поступку, явлению, как могущему повлиять на события в нашей жизни, защитить нас от каких-то негативных последствий. От подлинной веры суеверие отличается тем, что истинно верующий трезво и рассудительно относится к явлениям духовного мира. Остерегаться нужно прежде всего того, что лишает нас благодати Божией, то есть греха. Подлинная победа над диаволом находится совсем в другой плоскости, чем это принято думать в миру, а именно — в евангельском отношении к людям, в исполнении заповедей Божиих. Это наиболее трудоемкая работа, но она вознаграждается вечной радостью.


Книжное обозрение подготовила: Анна Лебедева



Возврат к списку