30 старый стиль
Седмица 22-я по Пятидесятнице.
Марк Евангелист.
Марк Евангелист
Память: Сщмч. Зиновия (икона), еп. Егейского, и сестры его Зиновии (икона). Апп. от 70-ти Тертия, Марка (икона), Иуста и Артемы. Сщмч. Маркиана, еп. Сиракузского. Мц. Евтропии (икона) Александрийской. Мц. Анастасии (икона) Солунской. Св. Стефана (икона) Милютина, короля Сербского, брата его Драгутина (икона) и матери их Елены (икона) (Серб.). Сщмч. Матфея диакона. Обретение мощей свт. Агафангела исп., митр. Ярославского. Озерянской иконы Божией Матери.

Священномученик Павел

Священномученик Павел

Пресвитер Леоновский
Память 4 (17) января

Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица

21.09.2019


cover-1200x800.jpg

«Но без сомнения дадим Богу ответ за то, что не плакали беспрестанно о грехах своих».

В святоотеческом наследии «Лествица» преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, занимает особое место. Каждый православный человек, если и не читал этот труд, то слышал отзывы, примерно представляет содержание и знает о великопостной службе, посвященной преподобному Иоанну. Не менее знамениты и фрески, и иконы с сюжетом, в котором иноки карабкаются по узкой лестнице, а духи злобы пытаются стащить их вниз. 

Часто можно услышать, что именно «Лествица» так повлияла на человека, что он решил посвятить себя Богу. По признанию монахов, Лествица — воистину подлинная и святая книга. Но многие, читавшие ее, также могли бы признаться, что не смогли вместить написанного, впали в отчаяние и разочаровались, потому что для них оказалось невозможным применить ступени духовного возрастания к своей жизни, и они даже не представляют, как это сделать в современном мире. И с этой стороны «Лествица» может быть опасна для человека, который без рассуждения и здравого смысла, а также без достаточных знаний о фактической стороне содержания, пытается исполнить написанное в своей жизни. 

Лествица была написана Иоанном Лествичником на греческом языке в конце VI века (или в VII веке) в Византийской империи для монашеской общины по просьбе Иоанна, игумена Раифского. Она состоит из 30 слов, или ступеней, «поднимаясь» на которые подвижник приближается к святости, к тому, чтобы в нем «были те же чувствования, что и во Христе Иисусе» (Флп. 2:5), к обожению. 

Текст «Лествицы» возник не сам по себе, а строился на основании опыта древних отцов. Кроме того ее писал человек, сам имеющий серьезный опыт духовного делания, как указывается в послании святого Иоанна, игумена Раифского. Чтение «Лествицы», по  словам отца Саввы (Мажуко), требует трудолюбия и смирения. Трудолюбия — потому, что это очень древний текст, и смирения — потому что это книга написана величайшим из подвижников. 

«Лествица» писалась преподобным Иоанном не для наших современников, а для монахов VII века и их духовных наставников. Поэтому наставления и поучения «Лествицы» нужно воспринимать прагматически, как педагогические приемы, которые должны были помочь инокам не сойти с выбранного пути, не впасть в уныние и отчаяние от тоски по миру. 

Благодаря «Лествице» читатель может посмотреть, как работает педагогика суровых подвижников, но он не должен сразу переносить методы «Лествицы» на свою жизнь. 

Двадцать шестое слово посвящено добродетели рассуждения, которая позволяет христианину правильно оценивать свои силы, обстоятельства жизни, и так образом верно выбирать средства на пути спасения. Читателю «Лествицы» нужно принять во внимание  время создания этого произведения и его основные особенности, чтобы не нанести себе духовный вред.

Одной из самых запоминающихся и цитируемых цитат «Лествицы» стала вот эта «Не за то, братия, будем мы осуждены на вечном суде, что не совершили мы чудес, что не богословствовали, но за то будем осуждены, что не плакали беспрестанно о грехах своих». 

Митрополит Антоний в своей проповеди говорит, что именно здесь начинается наше спасение и завязывается узел нашей погибели. Человек о многом плачет: о болезнях, об утратах, о различном горе, но все это может быть чистым, и может быть звеном, соединяющим нас с Богом и людьми. Но человек забывает про грех в его жизни, делается к нему нечутким, а грех — единственное несчастье в человеческой жизни, которое убивает и человеческие и Божеские отношения. Грех отделяет нас от людей, и меньше всего мы чувствует его как смерть. Вот поэтому преподобный Иоанн в основу нашего спасения ставит призыв к плачу о грехах.   

О грехе в своей жизни может задуматься каждый мирянин, открывающий «Лествицу», и таким образом положить начало своему покаянию.   

Издание «Лествицы» Свято-Тихоновского университета — это сокращенный вариант оригинального текста, предназначенный для того, чтобы познакомить новоначальных христиан со святоотеческой литературой. Редакторами использован способ выборки текстов, наиболее доступных для понимания и осмысления. При этом сохранена нумерация стихов оригинала, которая позволяет представить себе полный объем книги. 

 
С «Лествицы в сокращении» могут начать не только недавно пришедшие к вере христиане, но и все, кто хотел, но еще не успел прочитать полный вариант.


Книжное обозрение подготовила: 
Анна Лебедева



Возврат к списку