29 старый стиль
Седмица 26-я по Пятидесятнице.
Преподобный Акакий Синайский.
Преподобный Акакий Синайский.
Память: Мч. Парамона (икона) и с ним 370-ти мучеников. Мч. Филумена (икона). Прп. Акакия (икона) Синайского. Сщмч. Сатурнина, первого епископа Тулузскогою Сщмч. Авива (икона), еп. Некресского (Груз.). Свт. Мардария (Серб.). Прп. Нектария (икона) Печерского. Сщмч. Сергия пресвитера.

Священномученик Павел

Священномученик Павел

Пресвитер Леоновский
Память 4 (17) января

Сказки Андерсена.

20.11.2019

xE-OLvN6Ddg.jpg

В 2018 году в издательстве «Никея» вышла книга сказок Ганса Христиана Андерсена в классическом переводе Анны и Петра Ганзен. Сказки Андерсена знакомы нам с детства, и человек может невольно задуматься, зачем ему нужна книга, которую он много раз читал, будучи ребенком.

Но сказки Андерсена можно открывать заново в разном возрасте. Константин Паустовский в рассказе «Сказочник» писал об этом так: «Тогда я ещё не знал, конечно, двойного смысла андерсеновских сказок. Я не знал, что в каждой детской сказке заключена вторая, которую в полной мере могут понять только взрослые». Это связано с тем, что в сказках Андерсена несколько смысловых уровней. Детям легче воспринимать сюжет, волшебные детали сказочного мира, а нравственный, философский и духовный аспекты становятся понятными уже во взрослом возрасте.


В данный сборник вошли шесть сказок: «Девочка, которая наступила на хлеб», «Дочь болотного царя», «Русалочка», «Дорожный товарищ», «Колокол» и «Дикие лебеди». Каждая из них по-своему особенная, и в каждой из них чувствуется присутствие христианского начала. Конечно, Андерсен не был православным человеком. Он родился в протестантской Дании, в городе Оденсе в начале XIX века. Но он был христианином, и христианские мотивы есть во всех его сказках и историях на уровне смысла или явно, как например, молитва «Отче наш», которую читает Герда, чтобы пройти сквозь чудищ у чертогов Снежной королевы.
i_001.jpg

Сказка «Девочка, которая наступила на хлеб» —
это развернутая метафора о том, к чему приводит гордость, равнодушие, тщеславие и нелюбовь и неблагодарность к Божиему миру. Мы не знаем предысторию Инге, но Андерсен пишет, что у нее «были дурные задатки», то есть страсти, которым она потворствовала. Описания посмертного состояния Инге и ада, в который она попадает — это художественные приемы, показывающие, в каком состоянии находится душа Инге. Её «окаменелое нечувствие» длится примерно две человеческие жизни, и после слёз о ней одной доброй женщины и слез матери, Инге вдруг начинает плакать сама о себе, о своих грехах и своем состоянии, и мгновенно освобождается из адского плена.

b82efee6d4b1724e70de989e06af62cc3.jpg

«Дочь болотного царя» отличается самым сложным сюжетом среди других произведений Андерсена. Рассказчик называет её «сказкой, известной у аистов», как и другую, о пророке Моисее, которого мать пустила в корзинке по Нилу. Здесь явная отсылка к Священному Писанию, так как имя пророка Моисея переводится с иврита как «взятый, спасенный из воды». Дочь болотного царя, Хельга, появилась на свет в бутоне цветка, который вырос посреди болота. Сюжет сказки можно понимать, как историю о спасении души Хельги, и о том, что Бог не отвергает никакое существо. Вначале Хельга предстает как получеловек: днем она мучает своей злостью приемную мать, а ночью, становясь жабой, утихает и добреет. Но после принятия крещения с нее спадают чары, и происходит «перемена ума», благодаря которой она достигает небесного блаженства.

fullsize.jpg


«Русалочка» — одна из самых известных сказок Андерсена, в которой на первый план часто выходит романтический сюжет о неразделенной любви русалочки к принцу. Однако для автора, как и для самой русалочки, главной ценностью является бессмертная человеческая душа, которая живет вечно в Царствии Небесном. Целью и движущей силой сюжета становится не просто любовь русалочки к принцу и желание стать его женой, но и обретение бессмертной души, которые вместе и составляют истинную любовь.

«Дорожный товарищ» — одна из самых ранних сказок Андерсена, первоначально названная «Мертвец». В этой сказке крепкая вера в Бога, доверие ему и личная доброта определяют поступки героя, который проходит через различные приключения, служащие испытанием для его характера. Испытывается при этом не сила, способность выйти победителем и даже не мудрость, а качества души: способность любить, доброта и верность Богу и своей совести.

Сказка «Колокол» напоминает библейскую притчу. Её смысл понятен не сразу, и может быть истолкован по-разному. В одной из трактовок звук колокола — это Божественный зов к людям и их способность ответить на этот зов. Перед читателем разворачивается иллюстрация к евангельской притче о брачном пире, о многих званных и малом числе тех, кто смог разделить «чужую» радость и стать избранным.

maxresdefault.jpg

Завершает сборник сказка «Дикие лебеди», тоже знакомая всем с детства. Эта сказка по сюжету и образу главной героини похожа на житие. Главный принцип движения сюжета — это направленность воли Элизы к воле Бога, её чистота и внутренняя красота, неотделимые от внутреннего благочестия и глубокой веры, благодаря которым героиня не противостоит миру, а преображает его.


Книга «Сказки Андерсена» выходит в серии «Душеполезное чтение для детей» и говорит с юными читателями о добродетелях, грехе, любви и смирении на понятном для них языке. «Сказки Андерсена» прекрасно подойдут для совместного семейного чтения, которое создаст для детей и взрослых общий мир смыслов и впечатлений, для того, чтобы поговорить о главном.

diodorov_11.jpg


Книжное обозрение подготовила: 
Анна Лебедева

 






Возврат к списку