9 старый стиль
Неделя 14-я по Пятидесятнице, перед Воздвижением.
Праведные Иоаким и Анна.
Праведные Иоаким и Анна
Память: Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Праведных Богоотец Иоакима (икона) и Анны (икона). Мч. Севериана. Прп. Иосифа (икона), игумена Волоцкого, чудотворца. Обретение и перенесение мощей свт. Феодосия (икона), архиеп. Черниговского. Мчч. Харитона и Стратора (Стратоника). Прп. Феофана исп. Воспоминание III Вселенского Собора. Блж. Никиты в Царьграде. Прп. Онуфрия Воронского (Рум.). Глинских святых: прпп. Василия, Филарета (икона), Феодота, Макария, Мартирия, Евфимия, Досифея, Илиодора, Иннокентия, Луки, Архиппа, Иоанникия, Серафима, Андроника, Серафима, Зиновия Глинского, митр. Тетрицкаройского, в схиме Серафима. Собор Алтайских святых Сщмчч. Григория пресвитера и Александра диакона. Сщмчч. Захарии, архиеп. Воронежского, Сергия, Иосифа, Алексия пресвитеров, Димитрия диакона и мч. Василия. Прмч. Андроника. Сщмч. Александра пресвитера. Собор новомучеников и исповедников Казахстанских.

Священномученик Павел

Священномученик Павел

Пресвитер Леоновский
Память 4 (17) января

Поездка к святыням Византии, Семь Церквей Апокалипсиса

31.10.2012

sofia.jpg

Предложение поехать в паломническую поездку поступило для меня совершенно неожиданно и, несмотря на противоречивые внутренние чувства (с одной стороны тяготы суетного мира и ежедневных проблем, аврал на работе, загруженность домашними делами и т.п.,  а с другой стороны стремление души вырваться от этого всего и соприкоснуться совершенно с другим миром), душа подсказала правильное решение – все проблемы этого суетного мира каждый день со мной, а возможность посетить места, где зарождалось Христианство (не даром эти места называют второй после Палестины родиной Церкви) бывает не так часто. В памяти всплыли слова Иисуса Христа «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» и «Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Матф 6, 33-34). Также укрепило то, что в паломническую поездку  поехал настоятель нашего Храма Отец Георгий и прихожане нашего Храма.

Я поехал в паломническую поездку в первый раз и поэтому сильно нервничал и немного смущался. И было из-за чего. Поездку возглавил Епископ Подольский Тихон, от нашего Храма поехал настоятель Отец Георгий с матушкой, Александр-староста и несколько прихожан, включая меня. Также поехали священнослужители из других храмов. Честно говоря, боялся испортить своим присутствием хорошую компанию. Одно дело встречаться на Литургии по Воскресеньям в храме, а другое дело всю неделю провести вместе.  Некоторые прихожане ходят в храм всю свою жизнь, а я без году неделя… Но эти чувства стали рассеиваться еще в Москве, когда на Киевском вокзале при посадке в аэроэкспресс до аэропорта Внуково мы встретили Владыку Тихона и взяли у него благословение, а чуть позже в самом аэропорту встретили и Отца Георгия. Вот тут на душе стало совсем спокойно, как на воскресной службе.  В самолете мы встретили и познакомились с Отцом Ростиславом и прихожанами из Церкви в Марьиной Роще. Удивительно дружные позитивные люди! И батюшка и прихожане. Потом на протяжении всей поездки только упоминание слов «Марьина Роща» уже вызывало положительные эмоции. В Константинополь (Стамбул) мы летели в Пятницу поздно вечером Турецкими Авиалиниями и при общении со стюардессами возникли некоторые сложности при заказе ужина, т.к. день был постный и нарушать пост не хотелось, а «басурмане» постного меню не предлагали и не очень понимали чего от них хотят!  C нами рядом сидела девушка из России, которая вышла за муж за турка. Она прилетела в Россию на некоторое время и возвращалась обратно к мужу. Видимо, она уже знала, что к чему в «Турецком Аэрофлоте» и любезно помогла Отцу Ростиславу и нам разобраться в меню. В благодарность Отец Ростислав дал ей свою визитку и предложил ей привезти мужа в Москву — покрестить его и обвенчать их. Девушка просияла в благодарной улыбке! Она рассказала, что когда они только собрались пожениться главным ее условием было, то, что она остается Православной Христианкой. Очень приятная девушка и дай Бог, чтобы, глядя на нее, и ее муж действительно принял Христианство! А почему бы и нет. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Спасайся сам, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Однако благое дело не обошлось без искушений. Не успели мы прилететь в Стамбул, как понесли первые потери. Старосту нашего храма Александра, приехавшего ПЕРВЫЙ раз в своей жизни в Турцию,  задержали в полицию при прохождении паспортного контроля, т.к. ... он числится в Турецком розыске за совершенное на юге Турции преступление… Почти сутки он провел в заключении. Мы прилетели в Константинополь на Покров Пресвятой Богородицы. Позже от Отца Георгия мы узнали, что именно на Покров Церковь молится о томящихся в заточении. С Божией помощью и заступничеством Царицы Небесной, при активном участии Владыки Тихона, который подключил к решению вопроса российское консульство в Турции, Александра удалось вызволить из заточения. Неприятная история. Но то что мы увидели и услышали в течение следующей недели не оставило от негативных воспоминаний и следа.

В первый же день мы посетили Храм Софии Премудрости Божией. Входя в него, чувства переполняли нас. Мы входили в тот Храм, где проводили богослужения великие святители Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий, где они проповедовали, где присутствовал на богослужении и молился Святой равноапостольный император Константин и его мать Святая Елена.

Kupel_sv_Olgi.jpg

Здесь в 954 году крестили Святую равноапостольную великую княгиню Российскую Ольгу. Нам посчастливилось увидеть ту самую купель, в которой ее крестили. Именно посчастливилось, потому, что до недавнего времени купель была закрыта и ее никому не показывали, и только недавно стало возможным ее увидеть и прикоснуться к ней. Позже именно при посещении этого Собора первые русские послы князя Владимира потом ему говорили, «Не знали мы, где мы были, на небе или на земле, ибо на земле нельзя видеть такой красоты».  И вот спустя столько веков хотелось опять произнести эти слова!  Ничего не изменилось. Точнее внешне конечно изменилось, но в душе было ощущение, что это все тот же величественный Православный Собор. И это мы не были на Богослужении, а как прекрасен этот Храм во время Богослужения можно только представить, т.к. к огромному сожалению, эта Православная Святыня сейчас является музеем.  И это можно оценить как Божию милость по отношению к нам — Православным Христианам, т.к. после захвата Константинополя османами из этого Святого Храма сделали мечеть. Больно смотреть на Храм Божий окруженный минаретами. Только в  1935 году, т.е. спустя пять веков, он приобрел статус музея. Но хочется верить, что когда-нибудь на куполе этого Храма опять воссияет Крест Господень, и в нем опять можно будет совершать богослужения и слышать церковное пение. По преданию османы ворвались в Храм, когда совершалась Литургия и священники со Святыми Дарами скрылись в одном из потайных коридоров Храма и, что потом неоднократно в Храме слышали молитвы и церковное пение из-за стен и, что в последний день потайная дверь откроется и Божественная Литургия продолжится. И это может быть вовсе не просто одно из многих преданий. Позже мы посетили пещеру Семи Отроков Эфесских, которые по Промыслу Божию проспали более 2-веков, чтобы донести до нас этот подвиг во Имя Господа. Так, что время покажет. Но, честно говоря, не хочется откладывать это именно на последний день.  Точнее не хочется, чтобы этот день был последним. Дай Бог, и я лично в это верю, что наступит тот день, когда эта земля снова станет Православной и будет возможность совершать Богослужения в этом Храме!

Вообще, сейчас в Турции, несмотря на то, что они себя называют светским государством, Православных Христиан не очень жалуют. Только в центре Стамбула ситуация получше. Но было очень приятно видеть как в центре города возле Софийского Собора молодые девушки мусульманки в светлых хиджабах (видимо это были не радикальные исламистки) просили сфотографироваться  с нашими священниками. Они были очень открыты и охотно сами шли на контакт, что обычно не свойственно мусульманам. Со стороны было видно, что это не просто любопытство, а именно неподдельный интерес и уважение. Мы бы вряд ли, например, стали фотографироваться с имамами. Они искренне радовались и, в отличие от периферийных районов Турции, были очень общительно и дружелюбно настроены. И что скрывать, находясь в ныне мусульманской стране, я и, думаю, многие из наших паломников, испытывали именно гордость, находясь рядом с нашими священниками. И кресты на их облачениях сияли как-то по особенному, источая силу. Видимо вся эта Святая Земля пропитанная кровью мучеников, пострадавших за Веру Христову, укрепляла нас всех и давала силу и уверенность.  Я думаю, именно это чувство исходящей особой доброй силы притягивало людей к нашим священникам, а девушки как существа более душевные и тонко чувствующие быстрее на это чувство неосознанно откликались.

В Константинополе мы также посетили Храм святой Ирины, где в 381 году состоялся Второй Вселенский Собор и Храм св. мчч. Сергия и Вакха, который послужил прообразом для Собора Святой Софии и поэтому называется еще «Малой Софией». По Милости Божией Храм святой Ирины один из немногих храмов, который после захвата Константинополя не переделали в мечеть. Там были оружейные склады, долгое время он был музеем, а сейчас там проводят концерты классических оркестров.   К огромному нашему сожалению Храм св. мчч. Сергия и Вакха после захвата Константинополя османами постигла учесть большинства православных храмов. Из него сделали мечеть, и по сей день этот храм является действующей мечетью. Однако для нас это все равно Православный Храм, и мы входили в него, осеняя себя крестным знамением.

В этот же день мы посетили Патриархию, где Патриарх Вселенской Церкви лично каждому из паломников из своих рук подарил Крестик. Весь этот и последующие дни меня не покидало ощущение, что все это происходит не со мной и это все сон, который очень не хочется, чтобы проходил. И действительно, мог бы я когда-нибудь предположить или представить, что мы получим и примем из рук Вселенского Патриарха дары и получим благословение. И даже сейчас, когда это описываю, что-то внутри меня говорит — не сон ли это и не плод ли моего воображения. Очень боюсь проснуться и увидеть, что это был сон! Каждое место на этой земле омыто кровью мучеников за Веру Христову. Константинопольский Патриархат не является исключением. Мы узнали, что во время восстания греков в 1821 году турецкие власти посчитали, что идеологом восстания является Патриарх Константинопольский Григорий V. 10 апреля 1821 года, Святого Патриарха схватили и распяли на воротах Патриархии, а затем, привязав его к хвосту лошади, протащили по улицам города и бросили его тело с привязанным камнем в море. Но, по Промыслу Божию, в это время мимо проходил корабль под Русским флагом, который шел в Одессу. Тело Священномученика с привязанным камнем поднялось на поверхность, и моряки привезли тело Патриарха в Россию. Мы все имели возможность прикоснуться к тем самым воротам Патриархии. В сердце удивительным образом смешивались боль и трепетная радость от того в каком месте мы находимся и к чему приобщаемся.

Второй день только усилил впечатления от первого. Мы посетили Церковь Пресвятой Богородицы во Влахерне, где хранился омофор Пресвятой Богородицы, где по милости Божией совершили Божественную Литургию и Причастились Животворящих Тайн Христовых. Именно в этом Храме в 10-м веке Святому Андрею Христа ради юродивому и его ученику Епифанию был явлен Покров Пресвятой Богородицы.

После этого мы посетили Монастырь Божией Матери «Живоносный Источник» и смогли почерпнуть из источника воды, умыться и попить. Вода поразила своим необыкновенным мягким и теплым вкусом. Теплым не в смысле температуры, а в смысле того, что эта вода необыкновенным образом согревала сердце, но одновременно дарила телу прохладу. Трудно подобрать точные слова для описания, это надо чувствовать!

В этот же день мы посетили Церковь Хора, где сохранились изумительные фрески и мозаичное панно 14-го века.

Далее путь наш лежал в Измир, куда мы добирались местными авиалиниями, а потом на автобусе доехали до города Кушадасы, где провели 2 ночи.

Наступления следующего дня все ждали с большим волнением. Нас ожидало посещение Храма св. апостола Иоанна Богослова, где Господом ему был открыт день завершения его земного служения, и по его просьбе ученики опустили его живого в гробницу, откуда он был восхищен с плотию на небо. К сожалению, сам Храм сейчас не существует. Ведутся археологические раскопки, и мы можем сейчас только видеть мраморный пол и часть стен этого некогда величественного Храма. Хотя почему некогда? Даже если бы от храма ничего не осталось есть уверенность, что величие этого места осталось бы и останется навсегда. Это то место, где материальный мир не имеет власти. Здесь все духовно и чувственно. То, что не сохранились своды и часть конструкций ни коим образом не умаляет величественности этого поистине удивительного Святого Места. Мы имели радость совершить молебное пение у гробницы св. апостола Иоанна перед Алтарем Храма. Уже то, что мы стояли на полу этого Храма и прикасались к стенам, давало неописуемые ощущения. Душа в этом месте чувствовала себя как дома. Вообще при посещении всех святых мест в этой паломнической поездке в душе было удивительно комфортно и приятно. Эти места родные для души ведь она от Бога дана нам.

В этот же день мы посетили древний античный город Эфес, основанный за много веков до Рождества Христова. Масштаб города и архитектура поражала воображение. В голове вообще с трудом укладывалось, как в такие древние времена можно было создать такие монументальные сооружения. Нам вообще повезло. В нашей паломнической группе был специалист по Византии — Павел. Он является преподавателем МГУ и ряда других университетов. Слушая рассказ турецкого гида и еще более интересные дополнения Павла, волей-неволей поражаешься и архитектурой и организационной структурой города. Это был хорошо организованный мегаполис с населением около 200 тыс. человек с развитой инфраструктурой и порядком. Слушая рассказ, невольно задумываешься о том, что в современной Москве явно не хватает того порядка, который был в античные времена в Эфесе. Мы очень сильно отстали! Хотя современный мир уже внес свой вклад и в страницу этого города. На центральной улице города стоит статуя, у которой нет головы. Нам пояснили,  что голова с античных времен сохранилась, и статуя невредимой прошла через десятки веков, но не смогла пережить нашего века. Один из туристов захотел сфотографироваться со статуей и залез к ней на постамент. В тесных объятиях они оба (он и статуя) рухнули на мраморную мостовую. Турист остался жив, а вот статуя… лишилась головы. Интересно предположить, из какой страны был этот незадачливый турист?

Но, конечно же, не античной архитектурой нас привлекал этот город, хотя, с исторической точки зрения, это очень интересное место. В этом городе жили и даже работали Святой апостол Павел и Иоанн Богослов (если я правильно запомнил, по закону города человек, входя в город, должен был подтвердить наличие средств для пребывания в нем в течение 2-х недель. А более 2-х недель в нем нельзя было находиться, не имея работы). Т.е. длительное пребывание в городе требовало трудоустройства. Я думаю, для Москвы это тоже было бы не лишне установить что-то подобное. Вообще, глядя на величество и масштаб языческих храмов огромных даже по современным меркам, можно себе представить, с чем пришлось столкнуться апостолам, когда они выходили на проповедь. Язычество казалось столь монументальным, что его невозможно надломить. Это нам имеющим счастье родиться в Православной Христианской стране сейчас сквозь многовековую Христианскую историю все это язычество может казаться сейчас ерундой и чем-то несерьезным, а вот людям того времени пронесшим языческое мировоззрение через десятки веков, апостолы с их учением казались в лучшем случае чудаками, а вообще все было намного серьезнее.  Всех апостолов кроме Иоанна Богослова люди убили за исповедание Христа. Апостолы принимали мученическую смерть. Мир возненавидел их и мир убил их, как убил Самого Господа нашего Иисуса Христа.  Господь Иисус Христос сказал: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Иоанн. 15: 19)

В этот же день мы посетили пещеру Святых Семи Отроков Эфесских. Около 250 года во время правления императора Декия было развернуто гонение на Христиан.  Эти семь юношей  были дети знаменитых граждан города Эфеса, они были воины. Когда император потребовал от воинов, чтобы они принесли жертвоприношение языческим богам, юноши, будучи Христианами, отказались поклониться языческим богам и, спасаясь от гонений, скрылись в пещере недалеко от города. Когда император узнал об этом, он приказал заживо похоронить их в пещере, замуровав вход. Отроки уснули… Уснули на 2 века! Чудесное пробуждение случилось во время правления императора Феодосия Младшего (408–450 год.) Местные жители в поисках строительного материала наткнулись на каменную кладку в скале и стали ее разбирать. От шума ничего не подозревавшие отроки проснулись и послали одного из них в деревню купить еды. Там-то и открылось чудо. Юноша не мог узнать окружающий его мир. На воротах домов были кресты. А когда он расплатился на рынке старыми монетами, торговцы заподозрили неладное и обступили его с расспросами. Он рассказал все, что с ними произошло, и проводил людей к остальным, ожидающим его в пещере. После того как это чудо стало достоянием жителей семь отроков попросили оставить их в этой пещере и уже в последний раз уснули сном вечным и предали свои бессмертные души Создателю. Стоит отметить, что эти события являются историческим фактом, который также отмечен и в исламе.

Во время паломнической поездки мы также посетили античный город Пергам. Когда-то крупный античный город в исторической области Мизия на побережье Малой Азии, бывший центр государства династии Атталидов, основанный в XII в. до н. э. В 283–133 до н. э. столица Пергамского царства. Апостол Иоанн в своем Откровении-Апокалипсисе пишет послание Бога к Пергамской Церкви: «12. И Ангелу Пергамской Церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч:13. знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа.» На горе вблизи Пергама был храм языческого божества Эскулапа — покровителя врачей. Его жрецы занимались целительством. Там возвышался языческий памятник-жертвенник, — упоминаемый в Апокалипсисе как «престол сатаны». Те, кто ближе знаком с его архитектурой говорят, что мавзолей на Красной Площади повторяет его архитектуру. Думаю ничего удивительного, судя по делам того кто там лежит.

Далее мы посетили древний город Иераполис — античный город, развалины которого находятся в 17 км от турецкого города Денизли. Современное название местонахождения Иераполиса — Памуккале. Это место известно туристам по термальным источникам. Первые постройки на месте Иераполиса появились во 2 тысячелетии до н. э. Царь Пергама Евмен II в 190 г. до н. э. построил новый город на этом месте и назвал его Иера́полис (с гр. — священный город). Однако сердцу Православных Христиан этот город близок, прежде всего тем, что в нем принял мученическую смерть за Христа самовидец Господа Апостол от 12-ти Филипп, который был распят в Иераполисе. В этом городе было много языческих храмов, в том числе храм, посвященный змеям, где обитала огромная ехидна. Апостол Филипп силой молитвы умертвил ехидну и исцелил многих укушенных змеями. В числе исцеленных была жена правителя города Анфипата, принявшая христианство. Узнав об этом, правитель Анфипат приказал схватить Филиппа, его сестру и пришедшего с ними апостола Варфоломея. По наущению жрецов храма ехидны Анфипат приказал распять Святых Апостолов Филиппа и Варфоломея. В это время началось землетрясение, земля не могла вынести того, что творили люди. Природа содрогнулась. Всех присутствовавших на судилище засыпало землей. Распятый на кресте у храма ехидны, Апостол Филипп молился о спасении распявших его от последствий землетрясения. Видя происходившее, народ уверовал во Христа и стал требовать снятия с креста Апостолов. Апостол Варфоломей, снятый с креста, был еще жив и, получив освобождение, крестил всех уверовавших. Апостол Филипп, молитвами которого все, кроме Анфипата и жрецов, остались живы, скончался на кресте. В настоящее время на территории Иераполиса ведутся археологические раскопки по программе ЮНЕСКО. Место, где был распят Апостол Филипп находится на удалении от основных туристических маршрутов на возвышении над древним городом. Мы смогли подняться туда. На этом месте был построен Храм, который сейчас разрушен, но остались величественные колонны и часть стен. Мы поднялись к этому Святому Месту и смогли вознести свои молитвы Господу нашему и Его Апостолу Филиппу, до смерти сохранившему Веру в Истинного Бога. Во время совершения молитвы мы стали свидетелем удивительного знамения. Когда мы начали совершать молитву на чистом безоблачном небе из ниоткуда прямо над нами образовалось круглое белое облако, которое стояло над нами во время совершения молитвы и которое по ее окончании на наших глазах растаяло менее чем за одну минуту, не оставив ни следа на чистом голубом небосводе. Мы были переполнены чувствами, но, тем не менее, вспомнилось учение Святых Отцов «Не хули, и не принимай». Не хули, т.к. может быть это от Бога и не принимай т.к. может и нет. Но все-таки хочется верить, что это было именно от Бога и Он, таким образом, укрепил нас в нашем паломничестве. Вообще трудно словами передать те чувства, которые переполняют душу, когда осознаешь, что прямо здесь свершалось с одной стороны такое великое беззаконие, а с другой стороны была явлена Слава Божия на верном Его ученике! Святой Апостол Филипп, моли Бога о нас! Когда мы спустились с горы, то мы увидели другое историческое место — бассейн Клеопатры, где с удовольствием купались туристы, однако, среди паломников не многих заинтересовало купание в чужой «ванне», и мы поехали дальше.

Накануне нашего отлета на Родину мы посетили еще одно Святое место — Хоны (Колоссы) где стояла Церковь Архистратига Божия Архангела Михаила. Язычники захотели уничтожить Храм и, соединив русла двух горных рек, направили на него воды. Но по молитвам святого Архиппа, жившего при этом Храме, явился Святой Архистратиг Михаил и ударом своего жезла открыл расселину, которая и поглотила спущенную на храм воду, а место это получило название Хоны (отверстие, расселина). Мы смогли найти измененное русло той самой реки и умыться из нее водой.

tur02.jpg

Неделя пролетела как один день. В ходе этой поездки мы смогли посетить Константинополь и все Семь Церквей, к которым обращался Господь наш Иисус Христос в Своем послании через Апостола Иоанна Богослова. Это Церкви в Ефесе, Смирне, Пергаме, Фиатире, Сардисе, Филадельфии и Лаодикии. Странное дело. Обычно когда уезжаешь далеко от дома, от семьи, то вскоре начинает сильно тянуть домой, но тут душа буквально разрывалась надвое. С одной стороны — желание поскорее вернуться к родным семье и детям, а с другой стороны эта Святая Земля,  которая тоже воспринимается душой как родная. Это поездка была поистине отдыхом для души. Она позволила сбросить все то, мирское, что так сильно тянет к земле и подняться от нее чуть выше. Хоть и не на долго – всего на одну неделю. И уже через пару дней после возвращения все опять завертелось обычным житейским водоворотом, но в душе осталась то пламя маленькой свечи, которую мы зажгли во время этой поездки. И хочется верить, что все мирские и житейские бури не смогут потушить это пламя, т.к. оно не от мира сего, а значит оно сильнее!

Посещение этой Святой Земли, пропитанной кровью Христиан, позволяет нам серьезно задуматься о том, как мы мало ценим то, что имеем. Мы воспринимаем уже как должное то, что мы можем, в любое время посещать Церковь, приходить на богослужения…  А в те времена Православные Христиане ценой жизни отстаивали свое право на Веру Христианскую. И теперь то, что эта Святая Земля находится под властью иноверцев, заставляет серьезно задуматься о судьбе нашей многострадальной Родины и о нашем будущем. Не дай нам Бог потерять то, что мы сейчас имеем. «Русь Святая! Храни Веру Православную, в ней же тебе спасение!»

tur0.jpg

Отдельно хочется отметить и поблагодарить за поистине отеческую заботу Владыку Тихона, который организовал эту паломническую поездку и во все время поездки опекал нас как своих детей и заботился даже о, казалось, совсем незначительных мелочах. Хороший нам всем пример следования заповеди Божией — «да любите друг друга; как Я возлюбил вас» (Иоанн. 13: 34) Огромное спасибо Отцу Георгию за приглашение в эту паломническую поездку. Если бы он не сделал это предложение, я бы, наверное, никогда не собрался бы сам поехать. Это был мой первый и надеюсь не последний паломнический опыт.

Да хранит нас всех Господь и Царица Небесная!


Александр Максименко 

 


Возврат к списку