2 старый стиль
Седмица 18-я по Пятидесятнице.
Святые мученики Киприан и Иустина.
Святые мученики Киприан и Иустина
Память: Сщмч. Киприана (икона), мц. Иустины (икона) и мч. Феоктиста. Блж. Андрея (икона), Христа ради юродивого. Прав. воина Феодора (икона) Ушакова. Мц. Александры. Мчч. Давида и Константина, князей Арагветских (Груз.). Блгв. кн. Анны (икона) Кашинской. Прп. Кассиана Угличского.

Священномученик Павел

Священномученик Павел

Пресвитер Леоновский
Память 4 (17) января

В Бари к святителю Николаю

01.11.2013

продолжение  (часть первую смотри здесь)

Часть 2 

Отправной точкой поездки была Греция, паром — Суперфаст. Из Нового порта Корфу мы по расписанию должны были стартовать в 1:30 ночи а приплыть в землю Италийскую в 8 утра по местному времени. 

1.jpg
Паром

Отплытие парома задержалось и соответственно прибытие в порт назначения совершилось примерно в начале одиннадцатого. Люди бывалые заметили, что это дело обычное. Организованные группы паломников встречали на автобусах, одиночки добирались по набережной до собора святителя Николая примерно за 15–20 минут. 

2.jpg
В Италию под греческим флагом
3.jpg
Бари уже близко
4.jpg
Панорама города с парома. В левой части снимка собор святителя Николая

Православная Литургия совершалась в крипте (подземном храме) собора святого Николая, где находится гробница Святителя. 
4a.jpg
Собор святителя Николая
5.jpg
Собор святителя Николая. Центральный предел
6.jpg
Роспись потолка центрального предела
7.jpg
Алтарь

Крипта расположена под восточной частью храма, в ней решеткой огорожено место алтаря. 

8.jpg
Указатель в крипту

Во время Литургии каменная гробница святителя используется как престол, а в левом боковом приделе находится жертвенник. Служило около 15 священников во главе с настоятелем Русской церкви. Служили благолепно, молящихся было около двухсот человек. Молящиеся особо осмысленно могли участвовать в богослужении, ведь решетка, обозначающая границы алтаря не мешает обозревать происходящее вокруг престола и видеть всю красоту соборного служения. 

9.jpg
Гробница святителя Николая
10b.jpg
Икона Уроша III Дечанского на горнем месте — дар базилике сербских царей

В крипту из храма ведут две широкие двухпролетные лестницы вдоль северной и южной стены, в ее дальнем правом углу находится еще одна лестница, выходящая в южный церковный двор. 

10a.jpg
Сокровишница базилики — место хранения мощей и реликвий
10.jpg
В середине сокровищницы стеклянный саркофаг с остатками деревянного ковчега, в котором барийские моряки привезли из Мир Ликийских мощи святителя

Долго длилось причастие их трех чаш, прикладывались к гробнице святителя, — после Литургии открыли решетку, закрывающую полукруглую нишу под престолом и положили туда Крест. Народ прикладывался к Кресту и одновременно к гробнице. Последние приложились примерно к 14:30. Кто-то из разоблачившихся после службы священников возглавил в это время чтение акафиста. Народ подпевал. 

11.jpg
Голуби у храма

После такого молитвенного труда единственное, на что остались силы — доползти до ближайшего общепита (варианты различные: ресторан, траттория, кафе) и подкрепиться. 

12.jpg
Улочка старого города
13.jpg
Икона на улице
14.jpg
Икона на улице

Все остальные многочисленные святыни и достопримечательности дальше воспринимались через призму усталых ног.

15.jpg
Кафедральный собор св. Сабина с колокольней
16.jpg
Деталь обрамления соборного окна

Для одного дня благодати было довольно, но не сидеть же на одном месте... Это и многочисленные храмы Старого города, и Русское подворье, построенное нашими соотечественниками для нужд паломников. Не обошел я и два самых известных барийских книжных магазина — Laterza и Fertrinelli. Очень я книжки люблю, не обязательно покупать, а хотя бы смотреть, особенно классически оформленные на пожелтевшей бумаге, пусть даже на непонятном языке. Тем более что в одном из них, обнаружилось уютное кафе, в котором удалось подкрепиться итальянским десертом. 

17.jpg
На пешеходной улице нового города

В Бари на юге Италии святого всегда усердно почитали. Это видно с того момента, когда барийцы похитили мощи святителя из Мир Ликийских в Малой Азии (территории современной Турции). В последующие века почитание святителя нашло отражение в камне, в живописи и мозаике, в материальных приношениях, которые делались храму святителя многочисленными поклонниками со всего света.

18.jpg
Дом на границе Старого и Нового города с мозаикой святителя Николая
19.jpg
Мозаика святителя Николая на стене

Хочется сказать и о недоумении, которое возникает у некоторых наших соотечественников у мощей святителя.

В сознании русского человека миро — это прежде всего благовонное масло, через помазание которым верующему преподаются дары Святого Духа. Не то у святителя, что вводит в заблуждение многочисленных паломников. Миро святителя Николая это идеально чистая по своему химическому составу вода, которую вот уже много веков источают мощи. Раз в год католические священнослужители вычерпывают специальным приспособлением из раки незначительное количество этой жидкости, потом разводят ее в воде, разливают по пузырькам и получается то самое миро, которое представлено в пузырьках в сувенирной лавке справа от входа в храм. Здесь же предлагают и масло, благословленное от мощей святителя.

Предоставлю слово историку, изучавшему данный вопрос:

«Богомольцы стремились к раке святителя Николая в Мирах Ликийских и ради чудодейственного миро, или «манны». Когда барийские моряки взломали мраморную плиту, дабы извлечь из раки мощи святителя Николая, они нашли их буквально плавающими в этой жидкости. Мироточение и после перенесения мощей Святителя в Бари, с самых первых лет нахождения раки Святого на италийской земле. Именно тут возник благочестивый обычай наливать миро во флаконы и затем раздавать их паломникам, прибывающим в Бари со всех уголков христианской эйкумены» (Талалай М. Мироточивые мощи св. Николая Чудотворца и другие святыни барийской базилики. Бари. 2008., VI.)

Во время освидетельствования мощей в 1953 г. присутствующие заметили что все кости имели каплеобразные выделения миро, а на дне раки ее скопилось на высоту в 3 см. «Она (жидкость) представляла собою, как и сейчас, когда миро черпают из вновь замурованной раки, бесцветную жидкость без запаха (многие ошибочно полагают ее густой и мутной). Образцы миро были отправлены на факультет общей химии Университета Бари, где жидкость определили как чистую влагу, свободную от каких-либо солей и, кроме того, стерильную, совершенно без живых микроорганизмов. Миро веками доставали (и сейчас достают) сквозь отверстие в крышке раки, особыми черпаками». (Там же., X.) 

20.jpg
Благословение от святителя Николая — пузырьки с миром (слева) и маслом (справа)

Помолившись у мощей, увидев на юге Италии в католическом соборе кусочек России, я возвращался обратно, получив благословение святителя. 

Священик Владислав Мишин

Возврат к списку