12 старый стиль
Неделя 10-я по Пятидесятнице.
Сщмч. Александр Команский.
Сщмч. Александр Команский

Священномученик Павел

Священномученик Павел

Пресвитер Леоновский
Память 4 (17) января

Cвято-Успенский Вышенский монастырь

18.05.2016

Краткое описание паломнической поездки

«Паломничество — это одна из форм церковной жизни»

С 14 по 15 мая 2016 года по великой Божией милости состоялась паломническая поездка по рязанской земле. По дороге в Cвято-Успенский Вышенский монастырь, мы посетили вначале Солотчинский Рождества Богородицы монастырь. От Москвы до Солотчи более 200 км. Несмотря на долгий путь, паломники спокойно и с радостным предвкушением ждали посещения святых мест, где веками неустанно молиться народ православный. Во время пути пели духовные песнопения, читали акафисты и слушали душеполезные нравоучения. 

1.JPGСолотчинский Рождества Богородицы монастырь

Солотчинский Рождества Богородицы монастырь был основан благоверным князем Олегом Рязанским, в 1390 году, и расположен в 18 верстах от г. Рязани на высоком берегу речки Солотчи вблизи впадения ее в Оку. Благоверный князь так возлюбил Солотчинский монастырь, стоящий на возвышенном берегу речки Солотчи и окруженный густым лесом, что не жалел своих сокровищ на его благоукрашение. Воздвигая в монастыре храмы и кельи для монашествующих, он в тоже время жаловал монастырю движимое и недвижимое имущество. Останки его и его супруги великой княгини Евфросинии, принявшей монашество с именем Евпраксии в устроенном ею Зачатьевском монастыре, в трех верстах от Солотчинского, были положены в каменном гробе в Солотчинском монастыре в храме Покрова Пресвятой Богородицы. В 1920 году Солотчинский монастырь был закрыт. Здания частично разрушены, храмы изуродованы, многие святыни погибли. 

Цветущая обитель превратилась в колонию для малолетних преступников. В храме Рождества Пресвятой Богородицы располагался склад, а в храме Святого Духа клуб с кинозалом. В 1994 году Солотчинский монастырь был возрожден как женский. Ныне восстановлены: храм Святого Духа и храм Рождества Пресвятой Богородицы, двухэтажный сестринский корпус, монастырская ограда, построен Архиерейский корпус. Стараниями игуменьи Варвары (Самариной) и силами насельниц удалось залечить раны, нанесенные обители, и хотя много еще предстоит потрудиться, чтобы хотя бы приблизиться к былому великолепию, все же сохраненные храмы и постройки образуют прекрасный архитектурный ансамбль.

2.JPG

Побывав в этом красивом и намоленом месте наша паломническая группа с приятным и радостным чувством отправилась в Cвято-Успенский Вышенский монастырь, путь предстоял не близкий, 240 км. Но нам некогда было унывать. Т. к. мы читали последование ко Святому Причастию, а также слушали житие и труды 
свт. Феофана Затворника.

4.JPG
Cвято-Успенский Вышенский монастырь 

Основан предположительно в XVI–XVII веках. В письменных источниках впервые упомянут в 1625 году в грамоте матери царя Михаила Фёдоровича — Марфы.

Вышенская Успенская пустынь находилась на левом берегу реки Выши, которая весной угрожала затопить обитель. Монахи обратились к Михаилу Фёдоровичу с просьбой о новом месте. Марфа Иоанновна пожаловала пустыни отводную грамоту, указав новое (нынешнее) место. Со дня основания до революции монастырь был мужским. В 1990-е гг. стали возрождаться многие монастыри, в том числе и обитель на Выше.

3.JPG

Православия наставник, учитель благочестия и чистоты

Вот что сам святитель говорит о том месте, которое он выбрал для спасения: «Вышу можно променять только на Царство Небесное»?! Или вот еще встречаются строки в его письмах об этом благословенном уголке России: «Нет ничего на свете краше Вышенской пустыни!» или: «Выша — преутешительная и преблаженная обитель…у нас, например, рай растворенный. Такой глубокий мир!» До самой своей блаженной кончины святитель чувствовал себя вполне счастливым. «Вы называете меня счастливым. Я и чувствую себя таковым, — писал он, — и Выши своей не променяю не только на Санкт-Петербургскую митрополию, но и на патриаршество, если бы его восстановили у нас и меня назначили на него».

А вот, что говорил владыка о своем затворе: «Меня смех берет, когда скажет кто, что я в затворе. Это совсем не то. У меня та же жизнь, только выходов и приемов нет. Затвор же настоящий — не есть, не пить, не спать, ничего не делать, только молиться… Я же говорю с Евдокимом, хожу по балкону и вижу всех, веду переписку… ем, пью и сплю вдоволь. У меня простое уединение на время».

Мощи святителя Феофана были обретены в 1973 г. на территории Шацкой психбольницы, расположенной в зданиях Вышенского монастыря, протоиереем Георгием Глазуновым, настоятелем храма преп. Сергия Радонежского в селе Эммануиловки, игуменом Марком (Лозинским), архимандритом Елевферием (Диденко) и архимандритом Георгием (Тертышниковым).

С 1974 по
 1988 гг. мощи находились в Троице-Сергиевой лавре. В июне 1988 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном тысячелетию крещения Руси, епископ Феофан был причислен к лику святых.

Так как в это время монастырь был закрыт, мощи святителя были положены в ближайшем к  монастырю храме во имя преподобного Сергия Радонежского села Эммануиловки. 29 июня 2002 года во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II состоялось торжественное перенесение мощей святителя Феофана Затворника из села Эммануиловки в Успенский Вышенский монастырь.

Помолившись и приняв Святые Таинства, мы отправились в долгий обратный путь. Всюду, куда бы мы не приезжали, нас всегда встречают согласно словам апостола Павла: «в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве»  
Рим.12:13).

5.JPG

В заключении повествования о нашей паломнической поездке привести слова свт. Феофана Затворника

Надо тебе истину знать и веровать в нее: где ты её возьмешь помимо Церкви, которая есть «столп и  утверждение истины» (1Тим. 3:15)? Надо тебе благодать приять: где ты обретешь ее, кроме Церкви, хранительницы Таинств, без которых не подается благодать? Надо тебе руководство верное иметь и в деле ведения и в деле жизни: где ты его встретишь помимо Церкви, в коей единой есть богоучрежденное и Богом поставляемое пастырство? Надо тебе с Господом Иисусом Христом сочетаться: где ты его сподобишься, если не в Церкви, коей Глава есть Христос Господь?


Возврат к списку