29 старый стиль
Седмица 26-я по Пятидесятнице.
Преподобный Акакий Синайский.
Преподобный Акакий Синайский.
Память: Мч. Парамона (икона) и с ним 370-ти мучеников. Мч. Филумена (икона). Прп. Акакия (икона) Синайского. Сщмч. Сатурнина, первого епископа Тулузскогою Сщмч. Авива (икона), еп. Некресского (Груз.). Свт. Мардария (Серб.). Прп. Нектария (икона) Печерского. Сщмч. Сергия пресвитера.

Священномученик Павел

Священномученик Павел

Пресвитер Леоновский
Память 4 (17) января

По местам свт. Игнатия Брянчанинова

03.11.2011

point.gif9fbd5-02448v.jpgpoint.gif

Николо-Бабаевский монастырь. Общий вид. 1910. фото: Проскудин-Горский

Имя святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Ставропольского и Кавказского сияет в летописях Церкви и России ярким светом благодатного избранничества. Строгий ревнитель аскетической традиции, выдающийся ученый, подвижник, архипастырь, миротворец, человек высочайшей духовности и культуры, он известен всему цивилизованному миру, как творец бессмертных духовных произведений, талантливый администратор, ревностный хранитель православных традиций и культуры, как один из наиболее авторитетных руководителей человека на пути к Вечной Жизни.

point.gifSI.jpgpoint.gif 

Святитель Игнатий Брянчанинов


Полем деятельности Святителя был не только кафедральный город Ставрополь. Он совершал объезды епархии, пределами которой были берега Черного, Азовского и Каспийского морей, снежные вершины главного Кавказского хребта и дальние сухие калмыцкие степи. Шла Кавказская война, и Епископ в дороге постоянно имел при себе дароносицу для, может быть, последнего Причастия.

Тяжкая болезнь вынудила епископа Игнатия летом 1861 года подать прошение об увольнении на покой в Николо-Бабаевский монастырь, куда после удовлетворения прошения он и выехал 13 октября вместе с несколькими преданными учениками.

point.gif 5.jpg point.gif
Зимний собор св. Николая Чудотворца был построен, вероятно, в первой половине XIX в. В советское время уничтожен.

point.gif 4.jpg point.gif
Летний собор св. Николая Чудотворца (называемый также собором Иверской иконы Божией Матери) — главный храм монастыря. Он был построен на месте старого обветшавшего собора по инициативе св. Игнатия. Автором проекта был приглашенный им из Петербурга архитектор И.И.Горностаев Необычна была форма купола собора: он был выполнен в форме архиерейской митры и украшен изображениями наиболее чтимых икон Пресвятой Богородицы.
В советское время был взорван.


point.gif02453v.jpgpoint.gif
Вид с колокольни. На фотографии видна церковь преп. Сергия Радонежского и св. Иоанна Златоуста. Церковь сохранилась и теперь вновь действует. Сейчас это единственный восстановленный старый храм монастыря.

point.gif6.jpgpoint.gif
Выход из монастыря. Вид с колокольни

Николо-Бабаевский мужской монастырь, название получил от «бабаек» — больших весел, употреблявшихся вместо руля при сплаве леса по Волге. Когда лесопромышленники заводили плоты в устье Солоницы, бабайки, или весла, были им не нужны, и их складывали в пользу монастыря. На такой бабайке и явилась древняя чудотворная икона свт. Николая Чудотворца — главная святыня обители. Местоположение его весьма красиво: обитель стоит на возвышенном правом берегу Волги, при впадении в нее реки Солоницы, на полпути от Костромы к Ярославлю. В весенний разлив вода доходит до самых стен монастыря, и тогда здания его кажутся стоящими на воде или на острове.

point.gif12.jpgpoint.gif

Красота здешних мест поразила монахов московского Николо-Угрешского монастыря, владевших расположенными неподалеку соляными варницами, и они в конце XIV столетия заложили новый монастырь. Первый храм во имя св. Николая Чудотворца был освящен в 1375 самим прп. Сергием Радонежским, во имя которого позднее в нем был устроен придел. В 1650 построили существовавший в обители вплоть до 1930-х соборный храм Свт. Николая. Над Святыми вратами помещался храм Успения Пресвятой Богородицы. Множество знаменитых русских боярских родов: князья Сицкие, Хилковы, Львовы, Голенищевы-Кутузовы, Салтыковы, Хитрово, Чоглоковы и др. — благотворили монастырю, также цари и патриархи были его вкладчиками.

point.gif 6-1.jpg point.gif


Среди святынь обители находилась самая крупная в России частица мощей св. Николая Чудотворца, чудотворные иконы святителя, Казанской и Иверской Божией матери (1596). В честь последней, проживавшим на покое в монастыре свт. Игнатием Брянчаниновым на средства его и его брата, в сер. XIX в. был выстроен грандиозный Иверский собор (взорван в 1930-х).

Огромно значение монастыря для русской духовной культуры. Известные русские духовные писатели именно здесь испытывали особое вдохновение и трудились над своими сочинениями. Свт. Игнатий (Брянчанинов), живя в монастыре в 1847–48 и с 1861 по 30 апреля 1867, умерший и погребенный здесь, написал в Николо-Бабаевской «Приношение современному монашеству», «Отечник», множество назидательных писем.

point.gifSN.jpgpoint.gif 
Сергей Александрович Нилус


Здесь же свою первую книгу пророчеств о судьбе России, «мудрую и премудрую», закончил прозорливый монах Авель (1757–841). В 1906 шесть месяцев провел в монастыре известный русский духовный писатель С.А. Нилус. Здесь в 1908 состоялась встреча его с «дорогим Батюшкой», св. прав. Иоанном Кронштадтским, чудотворцем, благословившим его на занятия духовными сочинениями. Здесь же произошла встреча Нилуса с будущим его духовным цензором, тоже духовным писателем, известным редактором Троицких листков, епископом Вологодским Никоном (Рождественским).

point.gifNN.jpgpoint.gif 
Николай Алексеевич Некрасов

В Бабайском монастыре неоднократно бывал Николай Алексеевич Некрасов, чьё детство прошло в сельце Грешнево, на противоположном берегу Волги.

«Кругом все та же даль и ширь,
Все тот же виден монастырь
На острову среди песков.
И даже трепет прежних дней
Я ощутил в душе моей,
Заслыша звон колоколов».

Так поэт описывал Николо-Бабаевский монастырь. И хотя монастырь расположен совсем не на острове, в весенний разлив вода доходит до самых стен монастыря, и тогда здания его кажутся стоящими на воде или на острове. В стихотворении «Горе старого Наума» Некрасов также упоминает монастырь: «Вблизи — Бабайский монастырь, село Большие Соли…»

point.gif115n1-1.jpgpoint.gif

В 1920 г. монастырь был закрыт, все святыни монастыря, включая древний чудотворный образ св. Николая, бесследно исчезли. За годы советской власти два храма из четырех были взорваны. В годы войны 1941–1945 в стенах обители был расквартирован госпиталь, позднее в монастырских зданиях размещались дом престарелых и детский дом, колония для малолетних преступников и детский туберкулезный санаторий.

point.gifnikbabai2-1.jpgpoint.gif

После закрытия в 80-х гг. противотуберкулезного санатория, бесхозные монастырские строения быстро стали разрушаться и разворовываться. В 1988 году, после канонизации Игнатия Брянчанинова, его мощи были перенесены в ярославский Толгский монастырь. С 1998 г. Николо-Бабаевский монастырь вновь действует.


Продолжение следует…

текст:Алексей Арефьев — алтарник нашего храма
использованы фотографии с сайта: Цветные фотографии С.М.Прокудина-Горского (1902–1916)


Возврат к списку