Священномученик Павел

Священномученик Павел

Пресвитер Леоновский
Память 4 (17) января
1 старый стиль
ст.ст.),
Седмица 29-я по Пятидесятнице.
Святой праведный Филарет Милостивый.
Святой праведный Филарет Милостивый.
Память: Прор. Наума (икона). Прав. Филарета (икона) Милостивого. Мч. Анании (икона) Персянина.
 

Кто, как Бог?

18.11.2011
point.gifAM02.jpgpoint.gif
Архангел Михаил. Фреска в Никольской церкви Наро-Фоминска. 


«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.

«Архангели, Ангели, Начала, Престоли, Господствия и Серафими шестокрилатии, и многоочитии Херувими Божественнии, мудрости органи, Силы и Власти Божественнейши, Христу молитеся даровати душам нашим мир и велию милость».
(Из службы 8/21 ноября)

21/8 ноября Святая Православная Церковь торжественно празднует Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Своими молитвами в этот святой день мы испрашиваем помощи у архангелов Гавриила («муж Божий»), Рафаила («исцелил Господь»), Уриила («свет Божий, или Бог есть свет»), Селафиила («молитва к Богу»), Иегудиила («хвала Божия»), Варахиила («благословение Божие») и Иеремиила («высота Божия»), и, конечно, у своего Ангела Хранителя. Хотя число ангелов великое множество, однако самих архангелов только восемь, первым из которых признается Михаил. 

Святой архангел Михаил не случайно называется архистратигом, то есть главным вождем небесных сил (греч. αρχιστρατηγός — главнокомандующий), ведь под его начальством остались верные Создателю ангелы, именно ему принадлежит славная победа в небесной битве над врагом рода человеческого: «…сокрушивый с воинствы своими главу прегордаго денницы на небеси и посрамляяй выну злобу и коварства его на земли!» (молитва первая). «Силу необоримыя ревности по славе Божией в себе являя, стал еси во главе ликов Ангельских, Михаиле, противу дышащаго злобою прегордаго Денницы, ему же со темными клевреты его с высоты небесныя в преисподнюю низвержену сущу, воинства Небесная, тобою преславне водимая, с веселием, яко едиными усты, пред Престолом Божиим возгласиша: Аллилуиа» (кондак 3 Акафиста архистратигу Михаилу). 

point.gifAM01.jpgpoint.gif
Архангел Михаил Воевода.  Икона ХIX века. 

point.gifVoevodo.jpgpoint.gif

Имя Михаил означает вопросительное «Кто как Бог?» в значении «никто не равен Богу». «Кто, как Бог?» — эти возгласом архистратиг Михаил остановил восстание возгордившегося денницы, посчитавшего себя равным Богу, и сверг его с небес. Когда восстал сатана против Бога, говоря «…взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис. 14;13–14), тогда же противостал ему Архангел Божий Михаил, отвечая: «Кто подобен Богу? Никто как Бог!». Тогда в Небесах зазвучал глас Архангела Михаила, призывающий духов света к верности своему Создателю: «Вонмем, станем добре пред Творцом нашим и не будем думать о том, что противно Богу! Вонмем, что потерпели те, которые были созданы вместе с нами и доселе вместе с нами были причастниками Божественного Света! Вонмем, как они ради гордости внезапно от света впали в тьму и с высоты низверглись! Вонмем, как спала с Неба восходящая заутро Денница и сокрушилась в бездне!» (Григорий Двоеслов. «Толкование на Четевероевангелие»).

point.gifAM05.jpgpoint.gif
Св. архангел Михаил, попирающий диавола. Вторая четверть XIX в. 

И разделился тогда весь ангельский мир. «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь» (Откровение святого Иоанна Богослова» 12:7–10). 

point.gifAM07.jpgpoint.gif
Образ святых семи чинов архангельских. Конец XVIII — начало XIX вв.

Архиепископ Херсонский Иннокентий писал, что архангел Михаил «…первый восстал против Люцифера (сатаны), когда сей восстал против Вседержителя. Известно, чем кончилась эта первая ужасная война, — низвержением денницы с неба. С тех пор архангел Михаил не перестает ратоборствовать за славу Творца и Господа всяческих, за дело спасения рода человеческого, за Церковь и чад ее. Посему и изображается в воинственном виде, с копьем или мечом в руке, имея под ногами дракона, то есть духа злобы. Белая хоругвь, украшающая верх копья его, означает неизменную чистоту и непоколебимую верность ангелов Царю Небесному; а крест, коим оканчивается копье, дает знать, что брань с царством тьмы и победа над ним самими архангелами совершается во имя Креста Христова, совершается посредством терпения, смирения и самоотвержения. Поэтому для тех, кои украшаются именем первого из архангелов, всего приличнее отличаться ревностно к славе Божией, верностью Царю Небесному и царям земным, всегдашней войной против порока и нечестия, постоянным смирением и самоотвержением». 

point.gifTserkovVoistv.jpgpoint.gif
икона «Благословенно воинство Царя Небесного» 1550-е годы.

point.giffragment.jpgpoint.gif
фрагмент: Архангел Михаил

С давних времен архангел Михаил особо почитается верующими христианами. В Византии происходило множество исцелений на источниках, рядом с которыми стояли храмы в его честь. Многие больницы строились рядом со Свято-Михайловскими храмами и имели Архангела своим предстателем. Императоры и военачальники Византии считали архангела Михаила своим покровителем на войне, поскольку он является Архистратигом Сил Небесных. Чеканились даже монеты с его изображением. 

С большой любовью к Архистратигу Михаилу относились и во времена древней Руси. После принятия крещения Святой Равноапостольный Великий Князь Владимир, «идолы поправшаго и всю Российскую землю Святым Крещением просветившаго», вместе с первым митрополитом Киевским и всея Руси Михаилом ставит неподалеку от Киева храм во имя Архистратига Небесных Воинств, на том месте, где ранее язычники собирались создать капище Перуна. Здесь же вскоре возникает одна из первых на Руси иноческих обителей, поначалу еще немногочисленная, но впоследствии ставшая крупным монастырем (Выдубицким-Михайловским). 

В 989 г. св. митрополит Киевский Михаил устраивает в Киеве еще одну иноческую обитель и небольшую деревянную церковь во имя своего Ангела, Архистратига Михаила. Здесь, по соседству, находилось языческое святилище, где Перуну ранее поклонялись и совершали требы его приверженцы. Церковь Архангела Михаила сразу же становится кафедральною, а монастырь, в дальнейшем получивший название Златоверхого Михайловского, с тех пор находился в числе важнейших православных святынь России.

point.gifZlatoV.jpgpoint.gif
 Михайловский Златоверхий монастырь. Киев.

Примечательно, что строительство первых храмов и обителей святого Архангела Михаила происходит в местах, связанных с культом Перуна — верховного божества языческого пантеона, выступавшего в сознании христианских благовестников если не самим сатаной, то, во всяком случае, одним из бесов. Храмы святого Михаила знаменовали грядущую победу христианства над язычеством в стране, обращаемой в Православие. Посвящены они были тому, кто способен удерживать силы тьмы и изгонять их отовсюду по воле Божией, тому, кто боролся с врагами Израиля и наказывал святотатцев, язычников и богоотступников, тому, кто защищал и хранил верных Богу людей.

Русская Земля, крестившись во Христа, обрела и своего Небесного Ангела-хранителя, который неотступно являет себя там, где решаются ее судьбы. Памятуя об особом покровительстве святого Архистратига Михаила роду русских князей, последние всегда считали долгом чтить его и воздавать ему славу. Не случайно в 993 г. святой равноапостольный Великий князь Владимир после успешной битвы с печенегами, закладывая на реке Трубеж (левый приток Днепра) новый град Переяславль Русский, основывает в нем храм святого Архангела Михаила (Священник Михаил Мальцев, Святой Архистратиг Михаил — небесный покровитель). 

point.gifPost03.jpgpoint.gif
Чудов монастырь в начале XX века. Предреволюционная открытка

Нет физической возможности рассказать о многих других величественных храмах и монастырях, сооруженных в честь Архистратига Божия Михаила, особое место среди которых занимают варварски разрушенный Чудов монастырь, превращенный в Музей Московского Кремля Архангельский собор и др.     

point.gifKnMihailTverskoy_17v.jpgpoint.gif
Икона Великого князя Тверского Михаила Ярославича. 1600-е гг. (XVII в.)

Многие великие святые носили имена в честь архангела Михаила. Тверской князь Михаил Ярославич (будущий Великий князь и святой мученик) высоко чтил память Архистратига и нередко связывал день собора св. Архангела Михаила с важными событиями своей жизни. С именем архангела Михаила связана и посмертная судьба Великого князя. Тело убиенного в Орде Михаила Ярославича встречают у церкви св. Архистратига Михаила (близ Твери) его жена, сыновья, епископ с игуменами и множество народу. Особо почитаемый в нашем храме Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский чудотворец при святом крещении получил имя в честь Архистратига Божия Михаила. Жизнь Святителя уподобилась ангельскому служению Богу, Его Святой Церкви и людям. Убиенный за веру в чеченском плену (14.02.1996) протоиерей Анатолий Чистоусов был настоятелем Михаило-Архангельского храма в Грозном и его единственным священником. Верим и надеемся, что архангельский подвиг батюшки, жизнь свою отдавшего за Христа, послужит основанием к его прославлению.  

point.gifAM9.jpgpoint.gif
Архангел Михаил, спорящий за душу с дьяволом. Испания, ок. 1200 года. 

Важно помнить, что победа добра над злом, олицетворением которой стал архистратиг Михаил, дает основание говорить и том, что Архангел является заступником душ умерших, которые во время своей земной жизни усердно молились ему о помощи в борьбе с грехами и страстями: «…егда же приблизится час окончания нашего, освобождения от уз бреннаго сего телесе, не остави нас, Архангеле Божий, беззащитных противу духов злобы поднебесных, обыкших преграждати душе человечестей восход в горняя, да, охраняеми тобою, безпреткновенне достигнем оных преславных селений райских, идеже несть печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная, и, сподобльшеся узрети пресветлое лице Всеблагаго Господа и Владыки нашего…» (молитва первая); «…паче же подкрепи от ужаса смертнаго и от смущения диавольскаго и сподоби нас непостыдно предстати Создателю нашему в час страшнаго и праведнаго Суда Его...» (молитва вторая). Архангелу Михаилу были вверены Богом души Авраама и  Богородицы при перенесении их на небо.  

Молитвенное обращение за помощью к архистратигу Божьему Михаилу вовсе не означает «обожествления» архангела и прочих небесных сил бесплотных. Об этом ясно было сказано на состоявшемся в 4 в. Поместном Лаодикийском Соборе (собрался в Лаодикии, главном городе Фригии, в Малой Азии, иначе называвшейся Лаодикией Ликийской), 35-м правилом которого было осуждено и отвергнуто еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утверждено их православное почитание. Правило установило: «не подобает христианам оставлять Церковь Божию и отходить, и Ангелов именовать, и творить собрания. Сие отвержено. Того ради, если кто обрящется упражняющимся в таковом тайном идолослужении, да будет анафема, поскольку оставил Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, и приступил к идолослужению. Осуждаются еретики, не молящиеся Богу и Христу, а только Ангелам, яко бы творцам и правителям мира». Апостол Павел в послании к Колоссянам так пишет об искаженном почитании Ангелов: «никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом» (2,18). Также: «не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр. 1, 14). Апостол Иоанн Богослов в Откровении пишет: «я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись…» (Откр. 19: 10).

point.gifAM06.jpgpoint.gif
Собор Архистратига Михаила. 
Слева сверху вниз: Престолы, Силы, Начала.
Справа: Господства, Власти, Архангелы (с душами человеческими на руках).
Вокруг Сопрестолия — Серафимы, Херувимы, Ангелы, Тетраморф.

Приведенное выше Правило не запрещает вообще молитвенного призывания Ангелов, но предостерегает от искаженного их почитания вместо Господа нашего Иисуса Христа. Не случайно, что празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных совершается в ноябре — девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) — в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым», ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит «день осмый», и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25, 31).

point.gifsobor.jpgpoint.gif
Собор Архангела Михаила. Икона нач. 18 века

Ангелы — суть воинство Небесное, по сказанному в Евангелии: «и внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк. 2, 13–14). Бог посылает Ангелов возвещать Свои веления. Поэтому они и называются Ангелами, то есть вестниками. Их назначение заключается в служении Богу, борьбе с Его врагами, воздавании Ему почестей и посредничестве между Богом и человеком — передаче людям божественной воли. Архимандрит Иоанн Крестьянкин писал: «находясь в непосредственной близи к Богу, Ангелы наполняются восхищением, Божиим величием, Его святостью, мудростью и величайшей любовью Творца вселенной к своему творению. Некий Божественный свет широкой рекой свободно льётся через них. В этом образ подлинной святости. Небесные Силы восприняли в себя свет Божий. Преломили его в себе и, отразив и раздробив на множество прекрасных лучей, распространили вокруг себя, отдав людям, способным к его восприятию. И вот в этом отражённом сиянии Божественного света, сиянии неуменьшенном, непотемнённом, но сиянии приумноженном и радостнотворном, приносящем жизнь, мы познаём Бога! Если бы не Ангелы, мы никогда даже в малой, доступной человеку степени не могли бы ощущать и воспринимать Божественный свет. Сами мы не способны видеть и ощущать славу Божию — нам нужны посредники, которые так преобразуют её, что она становится доступной и нам. И вот Ангелы являются для нас этими посредниками». 

Согласно вероучению Святой Церкви чины ангельские разделяются на три иерархии — высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. Первую иерархию составляют Серафимы, Херувимы и Престолы; вторую — Господствия, Силы и Власти; третью — Начала, Архангелы и Ангелы. Учение об этом разделении Ангелов изложено учеником апостола Павла святым Дионисием Ареопагитом ( Деян.17,34). Важно отметить, что по мысли св. Дионисия, чем ближе к Богу находится Ангельский чин, тем больше он становится причастником блаженного Света и благодати Божией. Каждая из триад Ангелов, пишет св. Дионисий, имеет свое общее предназначение. Первая — очищение, вторая — просвещение и третья — совершенствование.

point.gifnine_orders_of_angels.jpgpoint.gif
икона с изображением 9 чинов ангельских

Ближайшие к Престолу Божию суть шестокрылатые Серафимы, как видел в видении своем святой Исайя пророк: «видех Господа седяща на престоле высоце и превознесение, и исполнъ дом славы Его. И Серафими стояху окрест Его, шесть крил единому, и шесть крил другому: и двема убо покрываху лица своя, двема же покрываху ноги своя, и двема летаху. И взываху друг ко другу и глаголаху: свят, свят, свят Господь Саваоф: исполнъ вся земля славы Его» (Ис. 6, 1, 2, 3). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней. По Серафимах предстоят Престолу Божию Богомудрые, многоочитые Херувимы (Быт. 3, 24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания. За Херувимами — предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1, 16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию. 

point.gifсerafiim.jpgpoint.gif
Серафим. Дионисий, 1502 г., собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря

«Находясь вблизи Бога, в постоянном созерцании Божественного Света, они достигают высочайшей степени чистоты и незамутненности своего ангельского духа, стремящегося походить на Абсолютный Дух — Бога. И предела этому совершенству нет. Никто более из творений Божиих не может достичь той головокружительной степени чистоты, в какой пребывают эти Ангелы. Никто…кроме Марии из Назарета — Матери Господа Иисуса Христа. Ее, выносившую под сердцем, родившую, пеленавшую, воспитывавшую Спасителя мира, мы воспеваем как «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим» (о. Константин Пархоменко. «Чины Ангельские»).

point.gifheruvim2.jpgpoint.gif 
Херувим. Фреска в Неопалимовском пределе нашего храма.

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти. Господства (Кол. 1, 16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения. Силы (1 Пет. 3, 22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество. Власти (1 Пет. 3, 22; Кол. 1, 16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами. Господства, Силы, Власти постоянно просвещаются светом Божией Мудрости, и в этом для них также нет предела, ибо Мудрость Божия беспредельна. Это просвещение — не умственного характера, а созерцательного. То есть, Ангелы в трепете и изумлении созерцают беспредельную и совершенную Мудрость Божию.

point.gifvlasti.jpgpoint.gif 
Ангельские чины: Ангелы, Силы и Начала. Роспись ц. Митрополии в Мистре. Ок. 1312 г.

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы. Начала (Кол. 1, 16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних. Архангелы (1 Сол. 4, 16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия. Ангелы (1 Пет. 3, 22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божий, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем. 

point.gifsonm01.jpgpoint.gif  
Хоры Ангельские Византийская мозаика на куполе собора Cан-Марко в Венеции, 1342–1354 гг.

Сами Ангелы были сотворены Богом из ничего. Их непрерывным деланием стало созерцание и славословие Создателя. Сам Господь сказал о них: «егда сотворены быша звезды, восхвалиша Мя гласом велиим ecu Ангели Мои» (Иов. 38, 7). Этими словами Священного Писания яснейшим образом доказывается, что Ангелы сотворены прежде видимого нами мира и, присутствуя при его сотворении, прославляли премудрость и силу Создателя. Они созданы были, подобно видимому миру, Словом Божиим: «ибо, — говорит святой апостол Павел, — Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, власти ли, — все Им и для Него создано» (Кол., 1, 16). Мнение о сотворении Ангелов прежде мира вещественного было господствующим среди святых отцов. Так, у св. Григория Богослова читаем: «так как для Благости Божией недостаточно было, упражняться только в созерцании Себя Самой, а надлежало, чтобы благо разливалось, шло далее и далее, чтобы облагодетельствованных было как можно больше (ибо сие свойство высочайшей Благости), то Бог измышляет, во-первых, ангельские и небесные силы. И мысль стала делом, которое исполнено Словом и совершено Духом. Так... сотворен Богом умный мир... Поелику же первые твари были Ему благоугодны, то измышляет другой мир – вещественный и видимый; и это есть стройный состав неба, земли и того, что между ними». Преп. Иоанн Дамаскин, принимая мнение св. Григория Богослова о времени творения Ангелов, добавляет: «я соглашаюсь с Григорием Богословом: ибо приличнее было сперва сотворить умную сущность, потом чувственную, и после уже из той и другой сущности — человека».

point.gifsonm02.jpgpoint.gif  
Миниатюра из Бревиария 11–12 веков

«От непрестанного созерцания безмерного величия Божия, — пишет об ангелах святитель Игнатий Брянчанинов, — они находятся в непрестанном блаженном исступлении и упоении и выражают его непрестанным славословием. Они пламенеют любовью к Богу и в самозабвении, при котором они существуют в Боге, а уже не в себе, находят неисчерпаемое и бесконечное наслаждение. Сообразно чинам своим они наделены дарованиями Святого Духа — Духом мудрости и разума. Духом совета и крепости. Духом Страха Божия. Это разнообразие духовных дарований и разные степени совершенства отнюдь не производят в Святых Ангелах соревнования или зависти: нет! У них одна воля, как сказал святой Арсений Великий, и все они преисполнены в Боге благодатного утешения и не чувствуют никакого недостатка. По этому благодатному единству воли Святые Ангелы низших чинов с любовью и ревностью оказывают повиновение Ангелам высших чинов, зная, что это повиновение — повиновение воле Божией. «Ясно видим, — говорит святитель Димитрий Ростовский, — в книге пророка Захарии, что в то время, как Ангел беседовал с Пророком, другой Ангел вышел навстречу этому Ангелу, повелевая ему идти к Пророку и возвестить долженствующее совершиться с Иерусалимом. Также и в Данииловом пророчестве читаем, что Ангел повелевает Ангелу истолковать видение Пророку».

point.gifadam.jpgpoint.gif  
Сотворение Адама. Греция, 17 век 

Ангелы сотворены по образу и подобию Божию, как впоследствии сотворен и сам человек. «Бестелесным и невещественным называется Ангел, — говорит святой Иоанн Дамаскин, — по сравнению с нами. Ибо все в сравнении с Богом, единым несравнимым, оказывается грубым и вещественным. Одно только Божество, в точном смысле, невещественно и бестелесно». Ангелы, как научает преподобный Макарий Египетский Великий, суть тонкие тела и имеют вид наружного человека, т. е. все его члены. Такими описывают их и все святые, сподобившиеся видеть Ангелов и беседовать с ними. Святому Андрею, Христа ради юродивому, при восхищении его на небо Ангел, руководивший его, два раза подал руку. Преподобная Феодора видела пришедших к ней в час кончины двух Ангелов, в образе двух прекрасных юношей, видела их с златовидными власами. Священное Писание повсюду являвшихся Ангелов изображает в виде человеческом.

point.gifAM8.jpgpoint.gif
Архангел Михаил  Россия, ок. 1800.

Святой Православной Церкви известны и многочисленные случаи явлений и помощи верующим Архистратига Божия Михаила. Особо место среди них занимает чудо в Хонех.  Как повествует предание, во Фригийском городе Колоссах (территория современной Турции) над источником чудотворной воды стоял храм Архистратига Михаила, построенный одним из жителей города в благодарность за исцеление его дочери. При храме жил блаженный Архипп, исполнявший пономарскую службу. Язычники, питая злобу к Архиппу, решили уничтожить храм и одновременно убить Архиппа. «Если, — говорили они, —не засыплем этот источник и не убьем человека, живущего при нем, то все боги наши будут совершенно унижены из-за происходящих там исцелений».

point.gif0ChudoArhangelaMihailaVHonehVNOV.jpgpoint.gif
Чудо архангела Михаила в Хонех Двусторонняя икона-таблетка из собора Св. Софии в Новгороде.

После неудачных попыток убить блаженного Архипа и уничтожить источник, язычники решили пустить на святое место воды двух протекавших поблизости рек, чтобы они разрушили и потопили храм. Архипп начал усердно молиться архангелу Михаилу о предотвращении бедствия и тогда около храма появился святой Михаил и, ударив жезлом по горе, открыл в ней широкую расселину, куда устремились воды потока и храм остался неприкосновенным. Сохранив от потопления свой храм и преподобного Архипа, св. Архистратиг Михаил восшел на небо, а блаженный Архип прославил Бога и Архангела за предивное чудо. Место, где оно совершилось, получило название «Колоссы» Хоны (расселина, отверстие). Память чуда святого Архистратига Михаила в Хонех (Колоссах) совершается Православной Церковью 6/19 сентября.

point.gifAM10.jpgpoint.gif
 Архангел Михаил, побивающий трясавиц. Мученичество святого Сисиния. Россия. 1831. 

До глубины души потрясает чудесная история о помощи архангела Михаила семье одного стрелочника: «видя стремительно приближающийся поезд, стрелочник хотел было перевести рельсы на другой путь, как вдруг увидел на железнодорожном полотне своего сына, играющего там, где вот-вот должен был пройти состав. Оставить стрелку в прежнем положении было нельзя — неизбежна катастрофа двух встречных поездов. Что делать? Рабочий переводит стрелку и состав проносится по тому месту где находился мальчишка... Когда состав прошел, отец не чаял увидеть своего сына в живых. Каковы же были его удивление и радость при виде совершенно невредимого и здорового ребенка! Потрясенный случившимся, отец стал расспрашивать сына о том, как ему удалось спастись. Мальчик рассказал, что ему явился «светлый дядя» и убрал его с рельсов. Избавление от неминуемой смерти произошло в самый день праздника, посвященного св. Архистратигу Михаилу (8/21 ноября). Святой Архангел и был тем нежданным спасителем, явившим скорую помощь в заведомо гибельной ситуации». (М.В. Мальцев. Ангел мой с Вами. Явления св. Архангела Михаила в Русской земле).

point.gifAM011.jpgpoint.gif
икона Архангела Михаила. Греция

Об одном, но уже грозном явлении Архистратига Михаила поведал известному духовному писателю С.А. Нилусу оптинский старец о. Иосиф. Запись этого рассказа была сделана 16 марта 1909 г.: «...позапрошлым летом был у меня один молодой человек и каялся в том, что ему у революционеров жребий выпал убить нашего Государя. — «Все, — говорит, у нас было для этого приготовлено, и мне доступ был открыт к самому Государю. Ночь одна оставалась до покушения. Всю ночь я не спал и волновался, а под утро едва забылся... И вижу: стоит Государь. Я бросаюсь к Нему, чтобы поразить Его... И вдруг передо мною, как молния с неба, предстал с огненным мечом Архангел Михаил. Я пал ниц перед ним в смертном страхе. Очнулся от ужаса, и с первым отходящим поездом бежал вон из Петербурга, и теперь скрываюсь от мести своих соумышленников. Меня они, — говорит, — найдут, но лучше тысяча самых жестоких смертей, чем видение грозного Архистратига и вечное проклятие за Помазанника Божия...» «Вот, друг, тебе мой сказ: пока Господь Своим Архистратигом и Небесным Воинством Своим хранит Своего Помазанника, до тех пор — жив Господь! — нечего ни за мир, ни за Россию спасаться. Это ты твердо запомни... ».

Иным является Св. Архангел Михаил праведному молодому мирянину в последние мгновения его жизни. Св. Архистратиг встречает душу на пороге вечности, с тем, чтобы провести ее в горние обители Отца Небесного: «— Прощайте, родные!— сказал он, — до свидания — там, где больше не будет разлуки! — Митроша, неужели ты умираешь? — застонала мать. — Да, мама, умираю!.. Смотри, смотри, — кто пришел! Святый Архистратиге Михаиле!.. Господи, прими душу мою в мире! Так умер Митроша-затворник, сын губернского протоиерея!» (там же).

point.gifAM012.jpgpoint.gif
Архангел Михаил. 1652—1666 годы. Архангельский собор. 
Фреска малого северо-западного купола. 

Все рассказанное нами выше свидетельствует о той великой силе и славе, которой наделил Архистратига Божия Михаила и все воинство небесное Всеблагий и Всемогущий Господь. Ангельские чины созданы Богом в том числе и для помощи, охранения нас грешных во всех путях этого кратковременного земного странствования. Об этом прямо свидетельствует Священное Писание: «вот, Я посылаю пред тобою Ангела (Моего) хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил (тебе); блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем... Если ты будешь слушать гласа Его и исполнять все, что скажу (тебе), то врагом буду врагов твоих и противником противников твоих». (Исход 23, 20–22); «Ибо Ангел Мой с вами, и он защитник душ ваших». (Послание Иеремии 6). Так давайте же с усердием прибегать к их небесному заступничеству, непрерывно вознося свои молитвы к Богу посредством их небесного посредничества. И, несомненно, Ангелы Небесные будут непрестанно ходатайствовать за нас пред лицем Божием.

point.gifAM04.jpgpoint.gif
Архангел Михаил. Синай.

Архистратиже Божий, служителю Божественныя славы, Ангелов начальниче и человеков наставниче, полезное нам проси и велию милость, яко Безплотных Архистратиже (Кондак, глас 2)


прихожанин нашего храма Павел Трощинский


Возврат к списку