3 старый стиль
Седмица 14-я по Пятидесятнице.
Фива диаконисса Коринфская.
Фива диаконисса Коринфская
Память: Сщмч. Анфима (икона), еп. Никомидийского, и с ним мчч. Феофила (икона) диакона, Дорофея (икона), Мардония, Мигдония, Петра, Индиса, Горгония, Зинона, Домны девы и Евфимия. Прп. Феоктиста, спостника Евфимия (икона) Великого. Блж. Иоанна (икона) Власатого, Ростовского чудотворца. Св. Фивы (икона) диаконисы. Сщмч. Аристиона, еп. Александрии Сирийской. Мц. Василиссы Никомидийской. Свт. Иоанникия II, патриарха Сербского. Сщмч. Пимена, еп. Верненского, Сергия, Василия, Филиппа, Владимира пресвитеров, прмч. Мелетия. Сщмчч. Василия, Парфения пресвитеров. Сщмчч. Андрея, Феофана пресвитеров. Сщмчч. Владимира, Михаила пресвитеров. Сщмч. Николая пресвитера. Сщмч. Евфимия пресвитера и с ним 4-х мучеников. Сщмч. Романа пресвитера. Сщмчч. Алексия, Илии пресвитеров. Писидийской иконы Божией Матери.

Священномученик Павел

Священномученик Павел

Пресвитер Леоновский
Память 4 (17) января

«Яблочный спас» или Преображение Господне

25.08.2019

19 августа, как и каждый год, случился народно любимый праздник, называемый яблочным спасом. Это второй из трёх «Спасов».

«Медовый Спас» народное название первого дня Успенского поста — 14 августа. На Руси начинался медосбор в июне и заканчивался 1 августа по старому стилю, 14 августа — по новому. И с древних времен первый из трех праздников августа, посвященных Спасителю (Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице), получил название Медовый Спас.

«Яблочный Спас» народное название праздника Преображения Господня — одного из 12 основных после Пасхи церковных праздников.

«Ореховый Спас» или «Хлебный» народные названия праздника, который приходится на следующий после Успения день (29 августа). Иногда праздник также называют «Спас на холсте» или «Льняной Спас». Верующие вспоминают в этот день Перенесение Нерукотворного Образа Христова из Едессы в Константинополь (944 г.). Нерукотворным этот образ был назван потому, что не был написан, а отпечатался на плате, которым Господь еще при жизни вытер лицо. Народное название получил в честь традиции собирать в это время лета орехи и завершать жатву хлебов.

Но, вернёмся к «яблочному спасу».
Корни традиции лежат в ветхозаветном обычаи, когда иудеи приносили в храм всё, что появлялось первым на поле или в хлеву (пшеницу, плоды, ягненка). А эту традицию и переняли христиане, так что когда в августе поспевал первый урожай винограда, то его и приносили в церкви как раз на праздник Преображения. Поскольку в наших широтах виноград — редкий гость на столе, его заменили яблоками. И строго соблюдали правило — до Яблочного Спаса яблоки и блюда из них в пищу не употреблять.

Можно ли есть яблоки до праздника Преображения Господня — вопрос открытый, который каждый для себя может решить сам. В Типиконе действительно есть указание на «воздержание от вкушения плодов до их освящения» для монахов. Это правило можно назвать реализация неписаного принципа: «сначала — Богу, потом — нам». ⚠️ Помните! Яблочный Спас правильнее называть Праздником Преображения Господня, потому что дело тут не в яблоках, а в том великом событии, которое мы вспоминаем 19 августа.

Видео подготовлено студией «Возрождение»  
режиссёр: Олег Ларионов 

Возврат к списку