28 старый стиль
Седмица 26-я по Пятидесятнице.
Священномученик митрополит Серафим (Чичагов).
Священномученик митрополит Серафим (Чичагов)
Память: Мч. Иринарха (икона) и святых семи жен. Прмч. и исп. Стефана (икона) Нового. Мчч. Стефана, Василия, Григория, другого Григория, Иоанна и иных многих. Свт. Феодора (икона), архиеп. Ростовского. Сщмч. митрополита Серафима (икона). Сщмчч. Алексия, Алексия, Василия пресвитеров, прмч. Рафаила, Викентия и мц. Анисии. Мц. Параскевы. Сщмч. Николая пресвитера. Обретение мощей прп. Сергия (икона), исп.

Священномученик Павел

Священномученик Павел

Пресвитер Леоновский
Память 4 (17) января

Великий Пост

03.03.2014

Введение

Не следует думать, что пост перед Пасхой — это просто долгий и изнурительный период времени. При правильном отношении он не опустошает, а насыщает душу, а самое главное — становится спасительным паломничеством навстречу светлому Воскресению Христову. На пути этого паломничества встречаются как радости, так и трудности. Но если мы знаем цель пути и понимаем смысл разных этапов этого путешествия, то все труды будут нам в радость

Великий Пост

Особый смысл поста

Вне всякого сомнения, пост — это прежде всего борьба с самой примитивной и животной страстью — чревоугодием. Не преодолев эту первую преграду, невозможно побороть более тонкие страсти. Чревоугодие проявляет себя в двух видах: лакомство (гортанобесие) и обжорство. Кто-то любит повкуснее, кто-то побольше, а кто-то чтобы и много, и вкусно. Но самое опасное здесь то, что эмоциональное состояние чревоугодника зависит от еды. Проголодавшись, он становится раздражительным и гневливым, недосоленная супругой пища или не приготовленный вовремя (к приходу с работы) ужин для такого человека становится поводом к недовольству, а то и семейному скандалу. Получается, что человек, который призван к божественной высоте, демонстрирует унизительную зависимость от того вещества, которое, каким бы вкусным ни являлось, все равно превращается в содержимое городских канализаций. Пост не только напоминает, но, что самое главное, дает пережить и почувствовать, что мы — образ и подобие Божии, а не высшие приматы.

Пост и духовная жизнь в целом

Однако этой «пищевой» стороной содержание Великого Поста не ограничивается. Пост в широком смысле является временем усиленной борьбы со всеми страстями и средством приобретения противоположных грехам добродетелей. Вот как об этом учит Священное Писание: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других... Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разруши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. (Ис. 58:3-7). Плодом истинного поста должны стать любовь и смирение.

Пост — школа духовной жизни

Как, обучаясь в школе, мы переходим из класса в класс, а изучая предметы — от темы к теме, так и период Великого Поста Церковь разделила на духовно-смысловые этапы. Проходя их, мы глубже проникаем в одну из величайших наук — науку святости, науку спасения. Здесь практика и теория — или, говоря церковным языком, «деяние и созерцание» — составляют два крыла этого духовного полета. Каждую неделю Церковь призывает нас задуматься над каким-либо важным вопросом христианской веры и духовной жизни..

Смысловые этапы Великого Поста

Сразу во избежание путаницы оговоримся, что на церковном языке седмица — это неделя, а неделя — это воскресный день. Первый день седмицы — неделя, то есть воскресенье (по-недельник, то есть «после недели», является вторым днем седмицы). Здесь и далее мы будем употреблять слова седмица и неделя в церковном смысле. Первые три седмицы перед постом являются подготовительными. Их названия отсылают к тому, какой фрагмент Евангелия читается в воскресенье за литургией.

Первая седмица начинается Неделей о Мытаре и Фарисее. В этот день мы вспоминаем притчу Христа о фарисее, который в своей молитве к Богу хвалился добрыми делами и осуждал других, и мытаре, который смиренно просил Господа о прощении своих грехов. Очень важно, чтобы, готовясь к посту, мы воспринимали подвиг поста не как способ самоутверждения и превозношения себя пред Богом, но как подвиг смирения, познания своих духовных немощей и победы над гордыней, которая есть мать всех пороков. Эта седмица сплошная, т.е. пост в среду и пятницу отменяется. Фарисей гордился соблюдением поста, а мы в эту седмицу смиренно лишаем себя этого повода к превозношению.

Вторая седмица начинается Неделей о блудном сыне. Пост тесно связан с покаянием в грехах. Евангельская притча о блудном сыне призвана напомнить, что Господь с радостью принимает кающегося; как отец, выбежав навстречу своему блудному и непутевому сыну, пал ему на шею и целовал его (Лк.15:20), так и Бог радуется нашему покаянию. На второй седмице пост в среду и пятницу восстанавливается.

Неделей мясопустной, о Страшном Суде. Мясопустной она называется потому что, готовясь к посту на протяжении трех недель, мы постепенно устрожаем воздержание и после этого воскресного дня, начиная с понедельника, мы уже не едим мяса, а из скоромных продуктов вкушаем только молочную пищу и яйца. На воскресной Литургии читается притча Христа о Страшном Суде. Церковь напоминает нам, за что же именного Господь нас будет судить: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. ... так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне (Мф. 25:42-45). Третья седмица также носит наименование масленицы. Память о необходимости творить дела милосердия помогает нам в том, чтобы масленица не обернулась разгулом и обжорством, а стала еще одним поводом насытить кого-то кроме себя

Воскресный день перед Великим Постом имеет название Неделя сыропустная, воспоминание Адамова изгнания, прощеное воскресенье. Слово сыропустная указывает на то, что, начиная с понедельника, мы прекращаем есть молочные продукты (в том числе и сыр) и начинается настоящий пост. Воспоминание изгнания из рая Адама и Евы тесно связано с темой поста. Первая данная Богом человеку заповедь о невкушении плодов с древа познания добра и зла — это заповедь о воздержании и посте. Именно нарушив пост человек впал в чувственные страсти и оказался в состоянии греха и смерти. И поэтому Христос приходит спасти человека, пострадать и воскреснуть. Таким образом, начало поста по смыслу указывает на его грядущее завершение в Страстной седмице и празднике Воскресения. Также в этот день мы все просим друг у друга прощения, понимая, что без любви и неосуждения ближних всякий наш духовный и телесный подвиг теряет свой смысл. Как учит нас апостол Павел, если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1Кор. 13:3).

Далее недели (то есть, воскресные дни, с которых начинаются седмицы) Великого Поста идут в особом порядке.

1)    Неделя Торжества Православия. В этот день Церковь напоминает нам, что для правильной духовной жизни важно исповедание истинной веры. Важно не только жить по заповедям, но и иметь правильное учение о Боге.

2)    Неделя святителя Григория Паламы. Этот живший в Греции святой защищал православное учение о том, что Божия благодать — это и есть Сам Господь. Идя по пути духовной жизни, человек обретает непосредственное соединение с Богом; следовательно, как напоминает нам в эти дни Церковь, все труды не напрасны и ведут к цели, которая оправдывает даже самые трудные усилия. Это уместно вспомнить, поскольку уже на второй неделе Поста некоторые люди склонны впадать в уныние.

3)    Неделя Крестопоклонная. Это уже середина Великого поста. В этот день мы вспоминаем о кресте и страданиях Христовых. Мы молимся, чтобы сила животворящего креста укрепила нас в пост и помогла нам воспринимать это время как исполнение заповеди о несении каждым своего креста.

4)   Неделя преподобного Иоанна Лествичника. Этот христианский подвижник жил в VI веке на Синае и первым попытался изложить основы практической духовной жизни в систематизированном виде. Свою книгу он назвал Лествица (т.е. лестница) и описал в ней, как бороться с грехами, изложив путь постепенного восхождения христианина по лестнице добродетелей, вершиной которых является любовь. Эта книга является замечательным духовным чтением в пост.

5)    Неделя преподобной Марии Египетской. На пятой седмице великого поста Церковь хочет напомнить тем из нас, кто отчаивается в своем спасении и кому трудна борьба с грехом, что при нашем искреннем желании Господь спасает и делает святыми даже таких тяжких грешников, к каким до своего покаяния относилась преподобная Мария.

После пятого воскресенья поста собственно к Великому Посту относится еще пять дней. А затем наступает другой особый период (тоже постный) — Страстная седмица, которая предваряется Лазаревой субботой и праздником Входа Господня в Иерусалим. Мы вспоминаем последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа, его Страдания и Воскресение. В этом наглядно видно, что Церковь, как педагог, ведет нас к этим великим событиям, побуждая нас к осмысленному духовному труду. Если мы будем переживать пост именно так, как это предполагает церковная традиция, то он никогда не наскучит и никогда не превратится в тягостно тянущееся время перед Пасхой. Из всего этого мы видим, что пост установлен и существует для нас, для нашего спасения и духовной пользы. Сколько опыта Церкви и трудов святых подвижников вложено в то, чтобы это время стало духовной весной и возрождением для нашей души и тела! Но будем иметь в виду, что понять, правильно ли человек постился или нет, можно по тому, как он разговляется на Пасху. Ведь воздерживались мы не для того чтобы в праздник всеми силами «наверстать упущенное» и, омывшись, вновь изваляться в грязи страстей.

протоиерей Андрей Рахновский


Возврат к списку