Священномученик Павел

Священномученик Павел

Пресвитер Леоновский
Память 4 (17) января
1 старый стиль
ст.ст.),
Седмица 29-я по Пятидесятнице.
Святой праведный Филарет Милостивый.
Святой праведный Филарет Милостивый.
Память: Прор. Наума (икона). Прав. Филарета (икона) Милостивого. Мч. Анании (икона) Персянина.
 

Православие в современном Китае

05.10.2010
  
point.gifieriglif.jpgpoint.gif

Летом 2010 г. Промыслом Божием мне удалось в очередной раз посетить Китай в рамках научной командировки. Трехмесячное пребывание в Пекине оставили сами глубокие впечатление как о самом Китае и китайцах, так и о постепенно возрождающемся Православии в Поднебесной. Этими впечатлениями мне бы и хотелось поделиться с вами! Надеюсь, что настоящий очерк поможет православному читателю составить общее впечатление о современных тенденциях существования и развития православной веры на китайской земле.   

point.gifknigi.jpgpoint.gif

Китай
 — 
(Китайская Народная Республика, КНР) является одним из крупнейших государств мира, занимает первое место по численности населения (1,3 млрд. человек) и третье место по размеру территории после России и Канады. Исторически так сложилось, что Китай на протяжении достаточно длительного исторического периода был закрытым государством, а происходящие в нем процессы зачастую оставались тайной для зарубежных исследователей. Несмотря на начавшуюся с конца 70-х годов прошлого столетия в КНР политику реформ и открытости, в результате которой доступ в Китай стал открыт и свободен, тем не менее, до сих пор существуют значительные трудности в понимании китайского менталитета и тех решений, которые китайцы принимают как на политическом, так и на бытовом уровнях. Специфика китайской культуры, языка, традиций, обычаев, взглядов китайцев на государство, власть и право, религиозных верований, межличностных коммуникативных отношений, отношения к собственной истории и происходящим в мире событиям — все это настолько отлично от русской, европейской, исламской, и даже смежной азиатской цивилизаций, что требует особого внимания и изучения. 

Китай чрезвычайно интересен, загадочен и непонятен. Китайский язык представляет собой целый отдельный мир с более чем пятидесяти тысячью различных иероглифов, тоновым языком и множеством диалектных групп, которые абсолютно не похожи друг на друга. Китайским языком не возможно полностью овладеть иностранцу, для этого надо родиться и жить в китайской среде. Китайское государство является одним из самых древних государств мира и насчитывает более чем 5-ти тысячелетнию историю. Китайцы гордятся и уважают свою историю, с большим почтением относятся к своим императорам и коммунистическим вождям. Китайцы очень патриотичны и любят свою родину. 

Гражданин России, который впервые приехал в Китай, будет поражен огромным скоплением населения в городах, прекрасными дорогами, развитой инфраструктурой, отзывчивостью китайской полиции и простых китайцев, огромным количеством небоскребов (особенно, Гонконг и Шанхай), а также безопасностью и, конечно, дешевизной товаров. В Китае относительно чисто на улицах, практически на каждом углу работают рестораны и кафе, а большинство граждан передвигается на велосипедах (особенно в Пекине). Китайцы живут просто и не богато, довольствуясь тем немногим, что удается заработать в стране с огромным количеством населения и огромной конкуренцией на рынке труда.

point.gifkitaj1.jpgpoint.gif

Конечно, в Китае существует и большое количество внутренних проблем и трудностей, для преодоления которых требуется время, значительные людские и материальные затраты. Тем не менее, от Китая остается очень позитивное впечатление, и всегда хочется приехать еще раз. Наверно главное отличие Китая от России для православного верующего будет состоять в том, что в КНР мы не увидим действующих православных храмов (за редким исключением, о котором будет говориться ниже). Более того, в Китае количество культовых сооружений сведено к самому минимуму. В крупных китайских мега полисах, в некоторых городах действуют католические храмы, протестантские молитвенные дома, даосские, буддийские кумирни. Но их настолько мало, что они остаются малозаметными в бушующем море городской китайской суеты. Гуляя по улицам Китая, вам в глаза не будут бросаться золоченые купола и вздымающиеся к небу кресты, не будет слышан и колокольный звон. Вместе с тем, в Китае есть целые территории, где повсеместно исповедуется буддизм (Тибетский автономный район), ислам (Синьцзян-уйгурский автономный район, уйгуры (но не китайцы) и др.  

В общей массе китайцы не религиозны, более язычники и даже просто атеисты, они с одинаковым почтением относятся к Конфуцию и к нормам коммунистической морали. Более того, в отношении к религии у китайцев сложилось свое собственное, специфическое отношение, что оказывает сильное влияние на трудности с ее проповедями в Китае. Христианство, например, в сознании китайцев ассоциируется с прямым вмешательством иностранцев во внутренние дела государства. Ведь европейцы, которые в большинстве случаев ассоциируются у китайцев как носители христианских ценностей, привнесли с собой в Китай не только передовые достижения, но и самым активным образом влияли на политическую ситуацию внутри страны. Кроме известных опиумных войн, Европа силой заставляла Китай подписывать международные договора, по которым Китай ставился в заведомо неравноправное положение. В период так называемой «культурной революции» религиозные объекты подверглись повсеместному уничтожению, а официальная коммунистическая идеология была признана единственно верной и главенствующей.

Китайские власти стараются самым жестким образом контролировать любое проникновение зарубежных религиозных организаций на свою территорию. Согласно действующему в стране законодательству, религиозные обряды в Китае могут совершаться только гражданами КНР, а религиозная проповедь иностранными служителя культа в среде китайских граждан категорически запрещена. Так, несмотря на активную поддержку Ватиканом католической миссионерской деятельности на территории Китая, китайские власти достаточно жестко с ней борются, вплоть до высылки католических священнослужителей с территории Китая. В КНР действует Католическая Патриотическая Ассоциация — религиозное объединение, образованное по инициативе властей КНР в 1958 г., которая не подчиняется Ватикану, данная организация, имеющая в своем составе китайских католических епископов, неоднократно выступала с острой критикой в адрес самой католической церкви. 

Китайские власти ведут и активную борьбу с сектами, большинство которых имеют своих покровителей за рубежом. В этом вопросе опыт китайского государства был бы чрезвычайно полезен России, в которой количество деструктивных сект недопустимо высоко. Представляется, что жесткие законодательные рамки в области религиозной политики в Китае абсолютно оправданы. Ведь если только представить себе, что в КНР будет возможна такая же псевдодемократическая «свобода совести», как и в России, то Китай захлестнут тысячи иностранных сект, которые со временем превратят страну в регион религиозных конфликтов и экстремизма. К сожалению, православная Церковь в настоящее время абсолютно не готова к широкой проповеди православия в Китае, и политика контроля в рассматриваемой сфере позволит лишь защитить население Китая от сектантского влияния.   

Автору этих строк доводилось бывать в Китае неоднократно, и каждый раз перед поездкой вставал вопрос о том, как поддерживать живую связь с Православием, находясь в КНР, есть ли возможность посещать православные богослужения на китайской земле. С радостью можно отметить, что в настоящее время в основных крупных городах Китая уже на регулярной основе проходят православные богослужения, которые ведутся на русском языке нашими батюшками, на которые, к сожалению, граждане КНР не допускаются (в соответствии с китайским законодательством, запрещающим миссионерскую деятельность иностранных граждан в среде граждан Китая). Такая возможность появилась благодаря неустанным усилиям со стороны широкой православной общественности и доброй воле китайских властей, которые с уважением относятся к России.

История появления Православия в Китае также интересна, как и сам Китай. Православие в Китае появилось во второй половине 17 века. Первыми православными жителями Пекина стали попавшие в плен албазинцы (название укрепленной крепости), которые приняли китайское подданство. Для их окормления в Пекин был послан священник Максим (Леонтьев), который освятил первый в Китае православный храм в честь святой Софии — Премудрости Божией. Первым архиереем, назначенным духовно окормлять православных в Китае, был святитель Иннокентий Иркутский (Кульчицкий) (1680–1731), который, к сожалению, так и не попал в сам Китай. 

point.gifkitaj2.jpg

Святитель Иннокентий Иркутский
point.gif

Вторая половина 19 века по праву считается временем расцвета православия в Китае. В этот период осуществляется проповедь православия среди китайцев, переводы богослужебной литературы на китайский язык, расширение границ православной миссии. Однако, непродуманная и, по существу, хищническая политика европейских государств, направленная на политическую и экономическую экспансию в Китае, привела к известному китайскому восстанию «ихэтуаней» (1898–1902). Целью восстания было очищение страны от иностранного засилья. Основной удар «боксеров» пришелся на иностранных миссионеров и китайских христиан. Именно в этот период китайская земля явила первых мучеников за Христа, которые особо почитаются в среде православных китаистов. Так, вместе с разгромом православной Миссии в 1900 году, за отказ отречься от Христа были уничтожены 222 православных китайца, которые затем были причислены к лику святых. Трудно словами описать тот духовный подвиг, который пришлось понести нашим китайским братьям и сестрам во Христе, ведь их братья по крови не только угрожали им физической расправой, но и называли их предателями и изменниками китайского государства. Но сила веры оказалась выше страха мучений и ярлыка изменника, и китайцы явили на деле свою любовь ко Христу. К сожалению, мощи святых мучеников утеряны (на месте их возможного захоронения разбит гольф парк), а вопрос об их обретении пока ставить перед китайскими властями не представляется возможным.

point.gif kitaj3.jpg

икона 222-х китайских мучеников
point.gif

Сразу после подавления восстания жизнь православной Миссии быстро была восстановлена. Однако, после известных трагических событий, приведших к великим потрясениям в самой России, в жизни православной Церкви в Китае опять начались сложные времена. Особую роль в проповеди православия в Китае после революции сыграл вселенский святитель Иоанн Шанхайский и Сан-францисский (Максимович). Благодаря его трудам, православие в Китае продолжало существовать еще долгое время. В нашем храме в правом пределе в честь святителя Николая Чудотворца находится икона этого великого святителя и чудотворца. Житие о.Иоанна поражает своей стойкой любовью к Богу, а по своей преданности служению Церкви и людям его можно сравнить с житием всероссийского пастыря о. Иоанна Кронштадского. 

point.gifkitaj4.jpg
святитель Иоанн Шанхайский и Сан-францисский
point.gif

В 1954 году Российская Духовная Миссия в Китае была упразднена. Всё её имущество и храмы было передано Китаю и посольству СССР. Северное подворье, где находилось три храма, женский монастырь, большая часть строений, и в состав которой входил исторический участок земли, отошёл посольству СССР. Главный храм Миссии в честь Всех святых мучеников, близ которого были похоронены начальники Миссии и в котором покоились мощи китайских мучеников и тела членов Императорской семьи, расстрелянных в Алапаевске, был разрушен, поруганию были подвергнуты и прочие храмы.  После смерти епископа Пекинского и Китайского Василия (Шуана) (1962) и епископа Шанхайского Симеона (Ду) (1965) Китайская Православная Церковь лишилась епископской иерархии. В условиях начавшейся вскоре так называемой «культурной революции» внешняя жизнь Китайской автономной Православной Церкви прекратилась. Православная жизнь в Китая стала возрождаться в 80-е годы прошлого столетия. Впервые за долгие десятилетия в г.Харбине в Свято-Покровском храме было получено разрешение на молитвы в храме (православной общине, состоявшей из китайцев). В мае 1996 г. на территории Посольства РФ в Пекине прошла первая церковная служба после 40-летнего перерыва. В марте 2008 г. службы стали проходить и в помещении генерального консульства РФ в Шанхае. 

Огромную роль по возрождению православия в пределах китайской земли сыграл и продолжает играть настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Гонконге протоиерей Дионисий (Поздняев). Благодаря его усилиям для православных жителей Пекина, Шанхая, Харбина, Гонконга, Внутренней Монголии появилась возможность участвовать в богослужениях в КНР. 

В настоящее время в КНР на регулярной основе проходят православные богослужения в следующих городах Китая:  

1) Пекин (столица КНР). На территории Посольства РФ в КНР действует храм Успения Божией Матери, возвращенный православной общине Пекина и восстановленный из бывшего посольского гаража (освящен 13.10.2009). Службы проходят регулярно по субботам и воскресеньям, а также в большие праздники. Каждую среду в храме в 18:00 читается акафист Успению Божией Матери. Настоятель храма — иерей Сергий (Воронин) — старается наладить приходскую жизнь православной пекинской общины. Также им организованна воскресная школа для детей и взрослых. Огромную помощь иерею Сергию оказывают православные русские жители Пекина, которые алтарничают, поют и помогают в обустройстве храма. Многие из них уже долго живут и работают в Пекине в различных государственных и коммерческих структурах. Спаси их Христос за труд и молитвы!

point.gifkitaj5.jpgkitaj6.jpgpoint.gif

Проход на территорию Посольства в храм разрешается только по спискам, так как территория Посольства режимная. Тем не менее, порядок не сложен: надо связаться с настоятелем храма, сообщить свои данные и встать на консульский учет (для граждан РФ). Православные граждане зарубежных государств на консульский учет не встают, а лишь подают свои фамилии в список. Граждане КНР на службу не допускаются (законодательством запрещено проводить проповеди среди граждан КНР иностранным миссионерам). На службу в Успенский храм приходят живущие в Пекине граждане РФ, приезжают и из близлежащих китайских городов. Стоит отметить, что еще несколько лет назад о возможности регулярных богослужений на территории Посольства не могло быть и речи. Сама такая возможность представлялась фантастической, службы проходили исключительно по большим праздникам и велись приезжающим из Гонконга протоиереем Дионисеем (Поздняевым), и не в храме, а в «красной фанзе» (храм свт. Иннокентия Иркутского). Но уже сейчас Божием Промыслом то, что считалось невозможным, стало реальным; 

2) Шанхай (один из крупнейших городов Китая). До недавнего времени службы проходили регулярно один день в неделю (воскресенье) в помещении для выдачи виз иностранным гражданам при Генеральном консульстве РФ в Шанхае. Для того, чтобы проводить службу, протоиерей Алексей (Киселевич) и его добровольцы были вынуждены не только договариваться с работниками шанхайского консульства о возможности проведения богослужения, но и каждое воскресенье на нескольких машинах привозить и отвозить церковную утварь (от иконостаса до богослужебной литературы) в консульство. Тем не менее, благодаря доброжелательности работников российского консульства и помощи православных жителей Шанхая, церковные службы стали регулярным явлением. 
Позже, благодаря усердию многих людей — членов православной общины, сотрудников Генерального консульства России, членов Русского клуба в Шанхае, а также доброй воле властей города,  на время проведения ЭКСПО 2010 в Шанхае, православной общине был временно возвращен для проведения богослужений Свято-Николаевский храм, закрытый в годы «культурной революции». 9 мая 2010 года, впервые после полувекового перерыва, в Никольском храме-памятнике, построенном русскими эмигрантами в центре Шанхая, было совершено православное богослужение.  

point.gifkitaj7.jpgkitaj8.jpgpoint.gif

В настоящее время службы в храме проходят каждое воскресенье. Начало утренней службы в 8:00, литургии — в 10:00. Проход на богослужение абсолютно свободен (граждане КНР в соответствии с законом не допускаются). Интересно, что помещение храма в разные годы использовалось под склады, затем под ресторан и ночной клуб. Община состоит не только из православных граждан России, но на службы регулярно ходят православные болгары, румыны, американцы, сербы, греки и многие другие. Свободный проход в храм, когда не требуются специальные списки и учет, позволяет даже просто туристам-иностранцам заглядывать в храм во время православных богослужений. Так как использование храма стоит денег (общиной платится немалая сумма в казну города), то служба проводится только по воскресным и праздничным дням;

3) Харбин (город с особым русским колоритом).
 В Харбине, также как и в китайских городах Пекине и Шанхае, существует несколько православных храмов, однако, ни в одном из них пока не проводятся богослужения на регулярной основе. Хотя в Харбине есть православная община из китайцев (потомков русских эмигрантов), тем не менее, из-за отсутствия китайского священника службы проходят крайне редко по очень большим праздникам (Пасха, Рождество). Уже сформированная православная община из русских жителей Харбина путем титанических усилий все-таки добилась разрешения на проведение богослужений мирским чином в воскресные дни в Покровском храме Харбина. 

Радостным событием для православной китайской и русской общин Харбина стало прошедшее 11.04.2010 г. в Покровском храме богослужение, которое проводил пожилой китайский священник о. Михаил Ван (Шанхай) и чтец Папий Фу (Шанхай). Отец Михаил Ван был рукоположен в священный сан епископом Шанхайским Симеоном (Ду) в 1958 году. За богослужением 86-летнему отцу Михаилу сослужил чтец Папий Фу Силян — воспитанник начальника ХХ Российской Духовной миссии в Китае архиепископа Пекинского Виктора (Святина). За богослужением молились около 50 православных граждан Китая, а также российские соотечественники, временно или постоянно проживающие в Харбине. После Божественной литургии состоялся крестный ход вокруг храма. Служба совершалась на церковно-славянском языке, некоторые молитвы читались по-китайски. Пасхальное поздравление прихожанам отец Михаил огласил на китайском языке. За богослужением возносилось имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, впредь до избрания Предстоятеля Китайской Автономной Православной Церкви осуществляющего непосредственное каноническое попечение об ее пастве. Эта Божественная литургия стала первым служением китайского клирика в Харбине после кончины последнего настоятеля Покровского храма священника Григория Чжу Шипу в 2000 году; 

point.gifkitaj9.jpgpoint.gif

kitaj10.jpg

4) Внутренняя Монголия (регион проживания многих потомков русских).
Здесь чудесным образом благодаря настойчивости и смелости православных жителей был построен и освящен Храм Святителя Иннокентия Иркутского в Трёхречье (Лабдарин). Храм был построен еще в 1990 году, но освящен только 30 августа 2009 г. единственным китайским священником (русский священник не имеет право на это) о.Михаилом (Ван) (Шанхай). Этот храм Китайской Автономной Православной Церкви — один из 4 храмов, имеющих в КНР официальный статус. 30.08. 2009 г. в 8 часов утра по пекинскому времени, отец Михаил восславил имя Господа на Божественной литургии. В освящении храма принял участие настоятель прихода свв. первоверховных апостолов Петра и Павла в Гонконге протоиерей Дионисий Поздняев, на освящение приехали также православные верующие из Хайлара, Харбина, Шанхая, Пекина и русских сел района Трехречья.

point.gif kitaj11.jpg kitaj12.jpgpoint.gif

К сожалению, из-за отсутствия священника, в храме богослужения не проводятся. О.Михаил в силу возраста (87 лет) не в состоянии летать из Шанхая для проведения богослужения, нашим же батюшкам проведение богослужений для китайских граждан законодательно запрещено;

5) Гонконг (сособый регион КНР). В настоящее время наиболее активная и масштабная миссионерская деятельность проводится в Гонконге общиной храма свв. апп. Петра и Павла под руководством настоятеля храма протоиерея Дионисия (Поздняева). Православная община Гонконга не только издает книги о православии в Китае, но и переводит на китайский язык богослужебную литературу, а также творения святых отцов. Титанический труд в этой области осуществляется верными чадами православной Церкви — в том числе и китайскими гражданами. В Гонконге до 2047 г. действует отличное от континентального Китая законодательство, которое предоставляет широкие права иностранным миссионерам на этой территории. В настоящее время гонконгский приход объединяет прихожан из Гонконга, России, Украины, США, Франции, Австралии и других стран. Богослужения в храме совершаются на английском, славянском и китайском языках. Для многих православных граждан КНР этот приход является единственным в стране храмом, где они могут принять участие в богослужениях.

point.gifkitaj13.jpgkitaj14.jpgpoint.gif

Отрадно знать, что во время недавнего визита Президента России Д.А. Медведева в Китай, во время встречи с Председателем КНР Ху Цзинтао, российским президентом китайскому лидеру была вручена книга «Православие в Китае», изданная православным гонконгским братством. В тот же день (27.09.2010) находящийся в Пекине сотрудник ОВЦС Д.И.Петровский передал данное издание в дар начальнику Государственного управления КНР по делам религий Ван Цзоаню, а председатель редакционной коллегии издания, сопредседатель Российско-китайского общества дружбы академик РАН М.Л.Титаренко вручил экземпляр книги «Православие в Китае» своему китайскому коллеге Чэнь Хаосу. Книги также были переданы в Посольство России в Китае и в генеральные консульства Российской Федерации в Шэньяне, Шанхае, Гуанчжоу и Гонконге для передачи в дар библиотекам и центрам научной и общественной жизни Китая;

6) Православные храмы, храмы-памятники, русские кладбища и некоторые другие святыни разбросаны по всему Китаю. Это такие города, как Шэньян, Гуанчжоу, Шэньчжэнь, Ухань, Синьцзян-уйгурский автономный район и некоторые другие. Храмы в этих местах находятся в запустении, а большинство святынь утеряно. Кроме того, наши православные соотечественники живут и на Тайване, где, к сожалению, вообще отсутствует возможность получать духовное окормление у православного священника (есть Греческая Православная Церковь, один из ее священников служит в домовой церкви). Верим и надеемся, что свет православной веры доберется не только до этих мест, но и до самых отдаленных китайских городов и деревень.  

point.gifkitay.gifpoint.gif


Подводя итог сказанному, хотелось бы коротко остановиться на основных проблемах, с которыми сталкивается Православие на пути проповеди света христовой истинны в Китае:
Острая нехватка кадров, которые бы сочетали в себе искреннюю веру, знание православной догматики и владение китайским языком на должном уровне. Без единства этих трех составляющих успешная проповедь православия в Китае представляется весьма затруднительным делом;

Острая нехватка материальных ресурсов, которые необходимы для восстановления храмов, поддержки издательской деятельности, благотворительности, а также на поддержания хотя бы минимального штата работающих при Церкви (от священнослужителей до певчих, уборщиц, охраны). В Китае одна плата за электроэнергию и отопление может «съесть» все доходы прихода от продажи свечей и литературы;

Отсутствие переведенной на китайский язык богослужебной литературы, творения святых отцов, жития святых. Хотя работа по переводу и осуществляется православным братством в Гонконге, однако этого явно не достаточно для комплексного обеспечения необходимыми материалами на китайском языке православной миссии. Сложность китайского языка настолько велика, что для успешного перевода требуется целый штат переводчиков и длительное время;Отсутствие китайских священнослужителей, которые только и имеют право на проповедь православия в Китае. Для разрешения этого вопроса необходимо договариваться с китайскими властями, которые могли бы отправить в Россию на подготовку для служения в Китайской Автономной Православной Церкви избранных ими кандидатов. В случае успешного окончания такими кандидатами семинарии, получения высшего богословского образования, по решению священноначалия и с согласия китайской стороны они могли бы быть рукоположены в священнический сан с последующим возвращением их в КНР;Недостаточная поддержка православной миссии в Китае со стороны российских властей. Необходимо, как справедливо отмечал протоиерей Дионисий (Поздняев), вывести тему православия в Китае на общецерковный уровень, а через это добиться от властей и поддержки на государственном уровне. Китайцы с большой симпатией относятся к России, и на просьбы со стороны российских властей стараются реагировать незамедлительно.

Более подробно о Православии в Китае можно посмотреть здесь:В заключении просим ваших святых молитв о всех православных, проживающих в Китае. Да благословит их Господь Бог на всякое доброе и благое делание!
Павел

Возврат к списку