13 старый стиль
Седмица 2-я по Пятидесятнице.
Антонина Никейская.
Антонина Никейская
Память: Мц. Акилины. Прп. Александры Дивеевской. Свт. Трифиллия (икона), еп. Левкусии Кипрской. Мц. Антонины (икона). Прп. Анны и сына ее Иоанна. Прпп. Андроника (икона), Саввы (икона), иконописцев Московских. Сщмч. Алексия пресвитера. Мц. Пелагии.

Священномученик Павел

Священномученик Павел

Пресвитер Леоновский
Память 4 (17) января

Христос Воскресе!

24.04.2011
point.gifsohestvie.jpgpoint.gif

Христос Воскресе! Нет другого времени в нашей жизни, когда духовная радость так полно и безраздельно овладевала бы нами, как это происходит в ночь Христова Воскресения.

Благодатный огонь этой спасительной, благой вести, вновь ярким пламенем вспыхнув над Гробом Господним, озарил собой весь мир. Церковь Христова, преисполнившись светозарным светом этого дивного Божественного огня, дарует его нам, неумолчно восклицая: «Христос воскресе!» 

Радость Воскресения Христова вновь пришла к нам, и радости этой никто не способен отнять у нас. Никакая боль, никакая скорбь не в силах отнять у христианина этого всепобеждающего ликования. Откуда берется столь твердая и непоколебимая уверенность этой радости? Что заставляет человека забывать о себе, о своих невзгодах и несчастьях и жить этим жизнеутверждающим переживанием? С безграничным упованием и бесспорной уверенностью в истинности этих слов можно твердо и несомненно воскликнуть — само Воскресение Христово и есть единственная и всецелая причина этой радости!

Только восстанием Христа из мертвых возможно понять и объяснить откуда и зачем берутся человеческие страдания и печали. Лишь в невечернем свете Воскресения Христова возможно увидеть не только их глубочайший смысл и содержание, но и увидеть распростертые на Кресте объятия Того, Кто с Отеческой любовью примет в них всякого к Нему обращающегося. Кто отрет слезу всякого плачущего, укрепит ослабевшие колени падающего, поддержит и воскресит умирающего.

В ликующую пасхальную ночь своды храмов Божиих наполняются убежденным, вдохновленным Воскресением Христовым словом святого Иоанна Златоустого, провозглашающего торжество победы жизни над смертью.

Вслед за ветхозаветным пророком Осией (Ос.13:14) и Богоглаголивым проповедником Новой благодати — апостолом Павлом (1Kop.15:55) Златоустый вития восклицает: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» и вместе с боговдохновенными библейскими повествователями настаивает на полной и безоговорочной победе Жизни над смертью.

Но, однако, как нам иногда кажется, мы вправе на некое недоумение. Где эта победа, когда мы видим собственными очами вокруг себя эту смерть? О какой победе идет речь, если смерть так беззастенчиво и нагло похищает дорогих, близких, родных нам людей?

И до Христа умирали и уходили в безвестие люди. Но между теми, кто жил до пришествия в мир Спасителя, и теми, кто находится по другyю сторону Его воплощения, колоссальная разница.

Смерть в течение тысячелетий до прихода Христова была опытом всего человечества. Не только телом, но, утратив Бога источником своей жизни, человек умирал окончательно. Умирал навсегда. Умирал душой. Но пришел Тот, для Кого жизнь человеческая — была Его собственной жизнью. Христос, Сын Божий, Бог Живой и Великий, пришел на землю. Он жил человеческой жизнью.

Будучи Богом Живым, самой Жизнью, Он приобщился всему, что составляло судьбу человека. Он жаждал, испытывал голод, претерпевал усталость, но страшнее всего — Он приобщился умиранию и смерти. Как Бог Он умереть не мог, но по любви к нам Он разделил с нами нашу судьбу. И разделяя с нами нашу общую участь, Он сказал самые страшные слова в истории человечества: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф.27:46)...

Он умер. Сама Жизнь умерла.., умерла, чтобы сойти Своей душой в ту бездну богооставленности, где нет Бога. И войдя в это страшное безжизненное пространство, Он Собой, Своим Божеством, Жизнью вечной, Светом неумирающим заполнил все. И эта смерть, столь безраздельно и всевластно царствовавшая над миром, была навсегда побеждена и окончательно повержена.

Теперь мы называем смерть успением, временным сном. И когда умираем, то входим не в бездну отчаяния и богооставленности, не в глубины преисподней, а восходим к сердцевине Бытия. К Самому Богу. К Тому, Кто нас так возлюбил, «что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16).

В эту ночь все любящие Христа видят Его Воскресение. Видят очами веры, очами благодарной души и едиными усты и единым сердцем воспевают: «Воскресение Христово видевше...». Воскресением Христовым нам открывается новая жизнь, меняющая нас и делающая нас, мертвых — живыми. Творящая нас, падших — восставшими. Созидающая нас, грешных - святыми.

Святитель Христов Иоанн Златоуст, возглашавший в ночь сию о великой и окончательной победе Жизни над смертью, взывает днесь ко всем и ко всякому. Зовет на этот великолепнейший пир веры, который уготовил Господь всем притекающим под благодатную сень Его Дома. Ибо нет в Церкви предстояния Богу более величественного, более проникновенного, чем пасхальное Богослужение. Зовет и приглашает вкусить этого невиданного сладчайшего пира всех, кто бы ни отозвался и кто бы ни пришел.

«Постившиеся и непостившиеся, веселитесь», — возглашает Златословесный иерарх, зовет и тех, кто пришел в виноградник Христов в первый час, то есть, рано по утру, и в равной мере тех, кто нерешительно приблизился к вратам этого виноградника на закате солнца. Всех зовет и дарит единой мерой и наградой. Воздержанных и ленивых, постившихся и не постившихся. И понесших зной полуденный и работавших весь день и тех, кто едва прикоснулся к ним в соработничестве в винограднике Христовом. Воздает награду и возлагает венец на главу и тем, кто от юности своей неукоснительно следовал Его Божественным стопам, но не отвергает и тех, кто, преодолев в своей душе сомнения и колебания, приблизился к Богу в зрелом и даже в престарелом возрасте. «Да не устрашатся они своего замедления, Господь с любовью приемлет последнего так же, как и первого, — и дела приемлет и намерения целует».

Такова благодатная мощь этого превышающего всякое человеческое разумение события, пред величием которого превращается в прах и пыль любое человеческое несовершенство, любой грех и любая неправда.

Ради Своего тридневного Воскресения из мертвых Христос, по неизреченной Своей Божественной любви, зовет без исключения всех радоваться, торжествовать и ликующим сердцем пасхально друг друга лобызать никогда не увядающим целованием: «Христос Воскресе!»

Кто бы ни переступил порог храма Божьего в пасхальную ночь, не может умолчать о той удивительной радости, переполняющей все существо человеческое. Эта радость, этот необыкновенный восторг, испытываемые каждым принесшим даже малую частицу своего сердца в эту светозарную пасхальную ночь в храм, и есть несомненное свидетельство того, что каждому из нас рад Господь. А от радости Христовой и наши души ликуют, пронизанные чувством благодарности за дарованную всем нам вечную жизнь. 3а то, что Воскресший Спаситель возвел род людской от земли к Небу, наполнил и обогатил существование человеческое возвышенным и благородным смыслом.

Воскресение Христово — это основа нашей веры, это нерушимая опора всей нашей земной жизни. Своим Воскресением Христос дал людям постичь истинность Своего Божества, Божественность Евангелия, спасительность Своей смерти. Новая жизнь открылась для человека. Ему дана возможность умереть для греха и родиться для жизни. Чтобы воскреснуть со Христом и с Ним жить. Чтобы пронести через всю жизнь эту Божественную радость о Воскресшем Спасителе нашем. Чтобы свет Христов, просвещающий нас в эту святую пасхальную ночь, всегда пребывал в нашем сердце, просвещая его, очищая, умиротворяя, творя и зиждя из него обитель для возжелавшего воцариться в нем Бога (Ин.14:23). Аминь. Воистину Воскресе Христос!

Протоиерей Георгий Гуторов


point.gifAngel.jpgpoint.gif


Возврат к списку