9 старый стиль
Седмица 10-я по Пятидесятнице.
Апостол Матфий.
Апостол Матфий
Память: Апостола Матфия (икона). Собор Соловецких святых (икона). Прп. Псоя Египетского. Мчч. Иулиана, Маркиана, Иоанна, Иакова, Алексия, Димитрия, Фотия, Петра, Леонтия (икона), Марии патрикии, протоспафария Григория и двух юношей, за икону Христа пострадавших. Мч. Антония (икона) Александрийского. Свт. Филарета (икона), архиеп. Черниговского. Прмц. Маргариты.

Священномученик Павел

Священномученик Павел

Пресвитер Леоновский
Память 4 (17) января

Страстная седмица

17.04.2011
point.gif taynaya_vechernya.jpg point.gif

Возлюбленные о Господе братия и сестры!

Подошла к концу Святая Богоспасительная Четыредесятница, мы стоим на пороге Страстной седмицы с ее глубокими и удивительными богослужениями.


Для некоторых из нас прошедшее время Великого поста пролетело быстро и незаметно. Искреннее сожаление о том, сколь мало удалось сделать в духовном плане в это уже оставшееся позади святое время, тревожит наши сердца. Да, мы отказывались от скромной пищи, от мирских развлечений, но разве возгревали в своем сердце чувство истинного покаяния и сокрушения о грехах? Разве терпели немощи ближнего, и уступали в том, что касалось наших личных эгоистических устремлений? Разве проявляли смирение, терпение и великодушие? Мы провели Великую Четыредесятницу в бесконечной погоне за мирской суетой, в решении множества житейсих проблем. И вот совсем скоро наступит светлая Пасха, а наше сердце будет по-прежнему мертво к духовному восприятию этого великого праздника и Воскресение Христово, к прискорбию, для некоторых станет лишь просто датой календаря, а не великой и спасительной жертвой Богочеловека своему созданию.

К счастью, милостивый Господь еще дает нам время для исправления своего внутреннего человека. В нашем распоряжении есть еще целая неделя, чтобы приготовить свое сердце к встрече воскресшего Спасителя. Святая Церковь призывает нас как тех евангельских работников, хотя и в последний час, но все же потрудиться над возделыванием «огорода» своей духовной жизни. Наступают дни Страстной Седмицы, давайте же поспешим в это короткое время принести плоды, достойные покаяния. Во всю Страстную Седмицу в наших церквах будут проходить глубочайшие по смыслу и великие по значению богослужения, во время которых вспоминаются Тайная Вечеря, предательство Христа, его распятие, страдания и погребение. Именно в это время верующим предоставляется особая благодатная возможность настроить себя на сретение восставшего из гроба Христа. Понудим же своего ветхого человека на духовное делание в эти святые дни Страстной Седмицы, чтобы чистым и свободным от мирских попечений сердцем встретить светлое Христово Воскресение.

Страстна́я Седмица («страсть» в церковно-славянском языке означает страдание) посвящена воспоминаниям последних дней земной жизни Спасителя, именно в эти дни церковные богослужения отличаются особенной глубиной и символичностью. Церковь вместе с верующими как бы вновь проходит со Христом крестный путь Его страданий, приобщается к искупительному подвигу Основоположника жизни. Каждые из шести дней недели посвящены воспоминанию различных евангельских событий, непосредственно связанных с последним временем пребывания Богочеловека на грешной земле.

Великий Понедельник. В этот день Святая Церковь воспоминает целомудренного Иосифа, бывшего преобразованием Иисуса Христа. В страданиях от возненавидевших его завистливых братьев, целомудренном воздержании и незаслуженном заключении в темницу мы видим прообраз страданий Христовых. В конечном торжестве Иосифа и его возвышении в Египте предызображается воскресение Христово и Его победа над всем миром. 
 
point.gifib1176.jpgpoint.gif
Иосиф Прекрасный в египетском плену

Как и любимый сын Иакова прекрасный Иосиф из зависти был продан в рабство своими братьями по плоти, так и Иисус Христос, возлюбленный Сын Отца небесного, был предан и осужден на смерть по ненависти и зависти иудеев, своих единоплеменников. Как сын Израилев, проданный в Египет, заключается в темницу, так и осужденный на смерть Сын Божий снисходит во гроб. Как впоследствии освобожденный из темницы Иосиф господствует над Египтом, так Иисус Христос, по восстании Своем из гроба, приемлет власть над всем миром. Как милосердный Иосиф во время семилетнего голода в Египте питал всех, притекавших к нему за хлебом, так Иисус Христос сделался для живущих небесным хлебом для вечной жизни. Подобно Иосифу, простившему братьев и питающему их земными благами, Христос примиряет с Собой падшее человечество и питает верных Своими Телом и Кровью.

Очень глубоко и точно о таинственной взаимосвязи между Иосифом и Спасителем сказано в Санаксаре: «он явился прообразом Христа, потому что и Христос подвергался зависти со стороны единоплеменных иудеев, был продан учеником за тридцать сребреников, заключен в мрачный и темный ров — во гроб и, своей властью вырвавшись оттуда, ныне царствует над Египтом, т. е. над всяким грехом, совершенно его побеждая, владеет всем миром, человеколюбиво искупает нас таинственным раздаянием хлеба, как Сам Себя предавший за нас и питающий нас Небесным Хлебом — Своей Животворящей Плотию. Итак, по этой причине сегодня вспоминается Иосиф прекрасный».

Великий святитель Иоанн Златоуст в одной из бесед своих на Страстную неделю говорил: «Господь прообразован в Иосифе задолго до того, что имело впоследствии произойти. В Иосифе есть великое подобие Господа. Иосифу сделаны были козни от единокровных. С Иосифа снята была разнотканная одежда; Господь имел одежду — всю истканную, которую воины сняли с Него и разделили. Иосиф оклеветан был: и Господа оклеветали. Иосиф продан был измаильтянам: Господь продан Иудой фарисеям, Иосиф брошен был в пустой ров и вышел из него невредим: Господь, погребенный в новом гробу, воскрес в третий день, и нужно ли еще больше говорить?». 

point.gifsmokva1.jpgpoint.gif
  

Созерцая невинные страдания Иисуса Христа в преобразованиях ветхозаветных, Православная Церковь в Великий Понедельник приводит на память нам также и бесплодную смоковницу, которая по слову Господа в этот день иссохла. Вечером того же дня, в который Иисус Христос как царь вошел в Иерусалим, Он удалился из Иерусалима в Вифанию и там провел ночь. Утром Великого Понедельника, возвращаясь по дороге в город, Иисус Христос взалкал и, увидев близ дороги смоковницу, подошел к ней. Смоковница была покрыта листьями, но плодов на ней не было. Господь проклял смоковницу, которая тотчас засохла. Высохшая смоковница была для апостолов знаменательной проповедью о силе веры и молитвы, без которых человек перед Богом духовно мертв. Ибо Господь сказал им: «истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то́, что́ сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, —  будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, полу́чите» (Мф. 21, 21-22). По изъяснению Церкви, высохшая смоковница означает также лицемерных иудеев, у которых Спаситель не нашел истинного плода, кроме упорного следования букве закона. Но самое главное то, что смоковнице подобна и наша с вами душа, не имущая истинных плодов покаяния, живой веры и сердечной молитвы. И нас грешных также может ожидать одинаковая со смоковницей участь, на примере которой Спаситель показал и то, что Он имеет силу не только благотворить, но и являть правосудие по отношению к нераскаявшемуся грешнику;

Великий Вторник. В этот день в церквях читается целых четыре главы из Евангелия, содержание которых осмысляется, в первую очередь, в отношении жизни каждого человека  и Церкви в целом.  Приближаясь к дням Своих страданий, Господь был особенно близок и откровенен со Своими учениками. «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15, 15), — говорил в этот день Спаситель апостолам. Теперь Он уже не прикровенно, но с особенной ясностью возвещает им о том, что Ему надобно пострадать, чтобы таким образом приготовить учеников к Своим страданиям: «Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие» (Мф. 26, 2). 

point.gifVirgins.jpg 
point.gif
  

Из Евангельских наставлений, произнесенных Иисусом Христом во вторник, Церковь избрала для назидания верующих в этот день преимущественно притчу о десяти девах, как особенно приличную для этого времени. Глубокая и в то же время трагическая притча о судьбах человеческих. Как известно, все десять дев посвятили себя служению Богу и ближнему, но только половина из них вошла в брачный чертог. Другие же пять нерадивых услышали от Господа страшный приговор: «истинно говорю вам, не знаю вас». Эти слова подвели итог всей безвозвратно прошедшей жизни пяти беспечных дев, у которых не нашлось во время сретения Владыки елея добрых дел. Такой результат может постигнуть и нас, если мы вовремя не сотворим плоды веры, любви и покаяния. Особенно проникновенно об этом сказано в стихире из службы во вторник Страстной седмицы Великого Поста: «душевною леностию воздремався, не стяжах, Женише Христе, горяща светильника, иже от добродетелей, и девам уподобихся буим, во время делания глумляся; утробы щедрот Твоих не затвори мне, Владыко, но оттряс мой омраченный сон, возстави, Милостиве, и с мудрыми введи девами в чертог Твой, идеже глас чистый празднующих, и вопиющих непрестанно: Господи, слава Тебе!» («усыпленный душевною леностию, я не приобрел, Христе-Жених, горящего светильника, который составляют добродетели, и уподобился неразумным девам в своей бессмысленной жизненной деятельности, Владыка! Не закрой для меня любвеобильного сердца Твоего, но, отогнав мой беспросыпный сон, восставь и введи меня с мудрыми девами в Свой чертог, где радостный голос празднующих и взывающих непрестанно: Господи, слава Тебе!»).

Чтобы не уподобится нерадивым девам, главной целью нашего земного существования должно стать не достижение мирской славы, материального благополучия и «счастья», а забота о встрече с Господом, мысль о том, в каком состоянии нам придется предстать перед Творцом. Для этого необходимо творить добрые дела, удерживаться от злых поступков, осуждения ближнего, соблюдать уставы Церковные. Но, что самое главное, взгревать в сердце чувство покаяния и память смертную, жить ежечасно по слову Спасителя: «бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф.25, 13). Речь здесь идет не только о Втором пришествии Спасителя и последующем за ним Страшном суде, но и о неизбежной для каждого из нас кончине, дня и часа которой тоже никому не дано знать, кроме Бога. То, что мы умрем — очевидно, когда — известно лишь Творцу, но в каком состоянии предстанем пред ним — во многом зависит от нас. И ни в коем случае нельзя уподобляться ни тем пяти нерадивым девам, ни тому неверному и лукавому рабу, который после отъезда Хозяина дома стал «бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами« (Мф. 24, 49), рассчитывая, что еще успеет навести порядок в порученном ему имении. Участь злого раба известна: праведный Судия» рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 24, 51). Давайте же станем тем верным и мудрым рабом, который усердно трудился на ниве Владыки, наследовав в результате Царствие Небесное;

Великая Среда. В этот день Господь наш Иисус Христос был предан на страдания и крестную смерть. Не удивительно, что Святая Церковь в течение всего года положила соблюдать пост в среду, как напоминание верующим о том особом дне, в который создание предает своего Создателя. Главным «антигероем» Великой Среды стал один из двенадцати, ближайший ученик Христа апостол Иуда, участь которого самая трагичная из всех апостольских судеб. Он также как и другие апостолы обладал властью совершать знамения, изгонять бесов, воскрешать мёртвых, очищать прокажённых, но был вором и сребролюбцем. Именно желание обогащения, жажда наживы, подтолкнули этого человека к совершению страшного поступка — предать своего Учителя, того, в коем уже без сомнения Иуда видел Спасителя мира. Деньги, на которые можно было купить участок земли в черте Иерусалима, понимание того, что большего «заработать» на Учителе уже невозможно, раздражение на Спасителя за Его безмерное всепрощение и любовь, подтолкнули этого несчастного человека к ужасному преступлению. Христос до последней минуты старался отвратить Иуду от предательства и страшной смерти. Предание гласит, что в момент, когда Богочеловек страдал на кресте, Иуда пытался повеситься на дереве, но несколько раз ему не удавалось этого сделать, так как мощные ветви необъяснимым образом склонялись под легким весом тела грешника. И в шуме листвы слышался кроткий голос Учителя с призывом не совершать грех. Но безверие Иуды, отчаяние и нераскаянность все же взяли вверх «…и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его» (Деян.1:18). 

point.gif6px-Giotto.jpgpoint.gif 


В противовес фигуре Иуды Искариота в этот день звучит глубокая притча о падшей женщине, которая, конечно, не обладала властью совершать чудеса и исцеления, а, напротив, жила греховной жизнью. Но великое сердечное раскаяние о совершенных богомерзких поступках перевернули не только душу блудницы, но умилостивили самого Бога, который простил ей содеянное. Более того, раскаяние женщины и ее поступок по слову Спасителя будут проповеданы во все времена во всех концах земли: «когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (Мф. 26, 6-13). 

point.gif204.gifpoint.gif
  

В то время миро представляло собой благовонную жидкость из масл и пахучих веществ, обыкновенно — из лучшего оливкового масла в соединении с благовонными смолистыми веществами вроде нарда или смирны и разных цветов. Алавастр это род мрамора, замечательного своей легкостью, прозрачностью и красотой. Из него приготовлялись разные вазы, урны, курильницы и сосуды для хранения ароматических веществ. Помазание миром употреблялось не только в смысле высшего значения, как при помазании царей и первосвященников, а и в обыденной жизни людьми богатыми и знатными, ради удовольствия. Помазывали обыкновенно волосы на голове, лоб, лицо, бороду, одежду, а в знак выражения особого почтения кому-либо — ноги. Известно, что цена такого «алавастрового сосуда мира драгоценного» была чрезвычайно высокой и, скорее всего, составляла все накопления кающейся грешницы. Но взамен женщина получила больше, чем земные скороприходящие блага: она была прощена Христом и стала наследницею Небесного Царствия. По слову Иоанна Златоустого: «в то время, как все прочие жены приходили только за получением исцеления телесного, она (грешница) пришла исключительно за тем, чтобы воздать честь Иисусу, и получить душевное исцеление. Она не имела никакого повреждения в теле, и потому особенно всякий должен ей удивляться. И не как к простому человеку подходит она к Иисусу, — иначе не отерла бы своими власами ног Его, — но как к такому лицу, которое выше человека. Поэтому и принесла к ногам Христовым главу свою, часть тела, которая драгоценнее всего тела...». Поступок этой евангельской женщины должен стать для нас примером истинного покаяния, к которому и призывает нас Спаситель Христос.

События Великой Среды открывают очень важную истину человеческой свободы. Отдав все свои накопления, все, что у нее было, вроде бы лишившись всего для самостоятельного существования, бывшая блудница обрела спасение и истинную свободу, свободу любви, свободу от греха. Иуда же, пытаясь предательством Спасителя приобрести богатство, обеспечить себе некую материальную независимость, свободу от Бога и свободу ценою Богоубийства, продал, как поется на утрене Великой Среды, свое «пребожественное достоинство», по сути дела самого себя в рабство дьяволу. Так, одна, лишаясь видимых благ, приобретает вечность, а другой, ради сиюминутной наживы, теряет и то и другое. Дай нам, Господи, чтобы центром всех наших мыслей и поступков было стремление достигнуть Царствия Твоего Небесного;

Великий Четверг. В этот день Святая Церковь воспоминает важнейшее евангельское событие: Тайную вечерю, на которой Христос установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии). В Евхаристии, этом Таинстве Таинств, как называет ее Церковь, человек реально соединяется с Богом: Бог входит в самые глубины человеческого бытия и сам человек приобщается к подлинной Жизни в Боге. Христос, воплотившийся Бог и Человек, очистил в Себе всю человеческую природу, Своим Крестом и Воскресением победив властвовавшую над ней смерть. Приняв в себя Христа, мы становимся причастниками этой победы. Об этом самом великом на земле таинстве Господь так говорил своим ученикам: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, [так] и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек» (Ин. 6, 53-58).

С особым усердием, вниманием и любовью относился к таинству Евхаристии святой праведный отец Иоанн Кронштадский. Вспоминая Тайную Вечерю, страдания Христа, он писал: «Господь, как премудрый врач, врачуя подобное подобным. Сам благоволил уподобиться человеку и вместо запрещенного плода, принесшего ему и всему потомству смерть, дал ему и повелел ему (человеку) вкушать Самое Пречистое Тело Свое, за нас пострадавшее, и Пречистую Кровь Свою, за нас, в искупление нас от грехов, проклятия и смерти, пролиянную на кресте для примирения нашего с Богом; и как через вкушение запрещенного плода в человека вселился диавол, так через вкушение Пречистого Тела и Крови Христа вселяется в Человека Христос Бог с Отцем и Духом святым, очищая грехи человеческие, освящая его и даруя ему действительное и блаженнейшее обожение и бессмертие». С самого установления таинства Евхаристии Иисусом Христом «громогласно, во всеуслышание, во всем мире совершается это всемирное таинство» и «Кровь Христова не только проливалась, но и проливается за нас во время литургии до конца мира».

На вечерне Великого Четверга читается отрывок из книги Исход о том, как Господь явился Моисею на горе Синай и, заключив завет с израильским народом, дал ему десять заповедей. Перед этим весь народ должен был омыть свои одежды и три дня поститься, но на саму гору мог войти лишь боговидец Моисей. Явление Господа сопровождалось ужасающими знамениями: были громы и молнии, и густое облако над горою и трубный звук весьма сильный. Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом (Исх. 19, 16-19). Это явление непостижимого Бога не может не вызвать благоговейный ужас у человека, оказавшегося перед лицом своего Творца. Увидеть Бога лицом к лицу хотел и ветхозаветный праведник Иов, самый важный момент рассказа о котором также читается на вечерне Великого четверга. Несть числа иным ветхозаветным праведникам, которые хотели при жизни увидеть лице Бога Иаковлева, но лишь малому числу из них была предоставлена такая возможность, и то, как бы через некую таинственную завесу являлся им Господь. Ибо «лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33:20). Но после Воскресения Христова всем людям, праведникам и кающимся грешникам ежедневно по лицу всей земли представлена возможность лично, непосредственно не только видеть Бога, но реально соединяться с ним в таинстве святой Евхаристии. То, что даже для праведного ветхозаветного человека было не возможно, стало возможным для самого падшего новозаветного грешника, с верою и покаянием приходящего на святую Литургию. Вот как говорит об этом великий святитель Иоанн Златоуст: «как многие ныне говорят: желал бы я видеть лицо Христа, образ, одежду! Вот, ты видишь Его, прикасаешься к Нему, вкушаешь Его. Ты желаешь видеть одежды Его, а Он дает тебе самого Себя и не только видеть, но и касаться, и вкушать, и принимать внутрь».

Страшное, непостижимое Таинство, ежедневно совершаемое в Святой Церкви Православной! С каким же благоговение должен приступать к нему грешник, если сам Бог дает ему Себя в пищу и питие. И как обкрадывают себя современные христиане, с небрежностью, невнимание и леностью стоящие на святом богослужении либо по нерадению остающиеся дома в воскресные дни, когда особенно следует отрешиться от мирской суеты и всепоглощающей человеческое естество лености;

Великая Пятница. Этот день Страстной недели посвящен воспоминанию крестной смерти Господа, снятию с креста Его пречистого тела и погребению. Литургия в этот день не совершается (за исключением совпадения Благовещения и Страстной пятницы — в этом случае положено служить литургию Иоанна Златоуста.), чем подчёркивается исключительность этого дня и жертвы Христа на Голгофе. Утреня Великой пятницы служится в православных Храмах в четверг вечером — читаются Двенадцать Евангелий, повествующих о страданиях Христовых. Содержание Евангелий и последования к ним посвящено прощальной беседе Иисуса Христа со Своими учениками на Тайной Вечери, преданию Его Иудой, суду над Ним у первосвященников и Пилата, Его распятию и отчасти погребению. В нем Церковь раскрывает пред верующими полную картину страданий Господних, начиная от кровавого пота в Гефсиманском саду и до Голгофского распятия. Перенося нас мысленно через минувшие века, Церковь как бы подводит нас к самому подножию креста Христова и делает нас трепетными зрителями всех мучений Спасителя. После каждого чтения устами певчих верующие благодарят Господа словами: «Слава долготерпению Твоему, Господи!». В промежутках между Евангелиями поются антифоны, которые выражают негодование по поводу предательства Иуды, беззакония иудейских начальников и духовной слепоты толпы. 

point.gifraspatie.jpgpoint.gif
  

По времени эти события относятся к ночи с четверга на пятницу и ко дню Великой Пятницы до ее вечера. После шестопсалмия, тропаря «Егда славнии ученицы» и малой ектеньи молящиеся зажигают свечи и как бы вступают в глубокую тьму Гефсиманской ночи, окутывающей теперь мир. Это очень древний чин. В Иерусалимской церкви в первые века христианства Евангелие читали всю ночь в тех местах, где Господь учил Своих учеников перед страданиями — на Елеонской горе, где был взят под стражу — в Гефсимании, где был распят — на Голгофе. Ночью, переходя из одного навеки памятного места к другому, освещая каменистый путь светильниками, шли верующие но стопам Господа с молитвой.

На вечерне Великой Пятницы выносится плащаница и поётся особый канон «о распятии Господа» и «На плач Пресвятой Богородицы: «Мертва Тя зрю, Человеколюбче, оживившаго мертвыя, и содержаща вся, уязвляюся люто утробою. Хотела бых с Тобою умрети, Пречистая глаголаше: не терплю бо без дыхания мертва Тя видети». По уставу верующие в течение всего дня воздерживаются от принятия пищи. 
 
Известно, что к позорной смерти на кресте приговаривались в те времена особо жестокие разбойники и злодеи, в отношении которых было запрещено выражать даже сочувствие. Но мера страданий осужденных ограничивалась лишь тяжестью совершенных ими преступлений и человеколюбием Создателя, который ни когда не давал человеку испытаний, выше его сил. Крестные же страдания Спасителя вместили в себя не только грехи уже умерших и живших при Нем людей, но всех тех, кто жил и будет жить на земле до второго Христова пришествия. Не даром святые отцы грозно предупреждают нас, что совершаемые человеком грехи увеличивают боль страданий Христа на кресте. Страшно подумать: грех, который я совершаю — есть мое личное участие в распинании Богочеловека, своими грехами я делаю больно пришедшему на землю моего спасения ради Создателю. Среди неописуемых страданий Господь не оставался совершенно безмолвным. В первую очередь он молился за своих распинателей: «Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят». Молитва Господа свидетельствует о величии Его духа и служит нам примером, чтобы и мы не мстили своим врагам, но молились за них Богу. 

Особое место в богослужебном последовании пятницы занимает евангельское повествование о покаянии благоразумного разбойника. Среди тяжких личных страданий, насмешек толпы и укоров сораспятого с ним злодея, в душе этого падшего человека таинственным образом стало с силою рождаться искреннее покаяние. И вот уже не стыдясь толпы, превозмогая крестные муки, обновленный разбойник взывает: «Помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие Твое!». В этом призыве слышится вера в Христа как в Мессию, но, что еще более удивительно, он не просит прощения или славы, когда Царь воцарится, а молит о самом меньшем, как хананеянка, желавшая получить хотя бы крупицу от трапезы Господней. Слова благоразумного разбойника стали с той поры для нас примером истинного глубокого покаяния, и вошли в богослужебное употребление. Это удивительное исповедание ярко свидетельствовало о силе веры покаявшегося разбойника. Страждущего, измученного, умирающего он признает Царем, который придет в Царствие Свое, Господом, Который содержит это Царство. Это такое исповедание, которое не под силу было даже ближайшим ученикам Господа, не вмещавшим мысли о страждущем Мессии. Несомненно, тут и особое действие благодати Божьей, озарившей разбойника, дабы он был примером и поучением всем родам и народам. Это его исповедание заслужило высочайшую награду, какую только можно себе представить. «Ныне же будешь со Мною в раю» — сказал ему Господь, то есть сегодня же он войдет в рай, который вновь откроется для людей через искупительную смерть Христову. И, как гласит церковное предание, именно благоразумный разбойник стал первым человеком, попавшим в Небесные Обители;


Великая Суббота. В богослужении этого дня присутствуют не только траурные, но уже и праздничные воскресные черты. Для верующих это и скорбный, и радостный день: Христос еще лежит во гробе, еще не настало Воскресение, но уже все наполнено предпасхальной радостью. Служба посвящена воспоминанию о пребывании Иисуса Христа во гробе и сошествию Его в ад для избавления душ умерших от власти смерти. Церковь призывает в этот день оставить всю человеческую суету, а все свои чувства и мысли посвятить ожиданию великого чуда Воскресения, впустить в свою душу светлую тишину, в которой через короткое время должен быть слышен радостный возглас: «Христос воскресе!». Богослужения Великой субботы особенно продолжительны и насыщены, в них уже чувствуется пока еще тихая, сдержанная, но уже несомненная радость грядущего Воскресения. Службы этого дня также отличаются необычайной богословской глубиной, раскрывающей тайну спасения человека. Главная их тема — сошествие Христа во ад. Грех Адама искорежил человеческую природу и сделал ее смертной. Смерть — следствие греха. Соответственно, область, в которую попадали души всех умерших, оказалась во власти зла. До сошествия Христа во ад, туда попадали даже души праведных. Воплотившись, Бог исцелил всю человеческую природу, приобщив ее к Божественной и даровав человеку вечное блаженство. 

point.gif28526.b.jpgpoint.gif
 

В течение Великой Субботы в храмах обычно происходит освящение пасхальной пищи — яиц, куличей, творожных пасх. Незадолго до полуночи во всех храмах служится полунощница, на которой плащаницу уносят в алтарь и полагают на престол. Пасхальную утреню, торжественное богослужение, посвященное воскресению Христа, обычно начинают в полночь.

По традиции день Великой Субботы начинается с вечера ― чином утрени: посреди храма, на возвышении, украшенная цветами, находится икона Христа, лежащего во гробе ― Святая Плащаница. Песнопения утреннего канона славят Христа, Своею смертью победившего смерть: «егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества. Егда же и умершыя от преисподних воскресил еси, вся Силы Небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе». После малого повечерия с чтением канона о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы ― во время службы утрени Великой Субботы совершается Крестный ход с пением погребального «Святый Боже…»: Святая Плащаница обносится вокруг храма. Именно на этой службе в первый раз, говорится, что эта суббота ― самый «благословенный седьмой день», когда-либо бывший. Это день, когда Христос почивает от трудов Своих по восстановлению мира.

В Великую Субботу происходит одно из главных чудес Православной Церкви: схождение Благодатного огня. Это чудо происходит каждый год накануне православной Пасхи в Иерусалимском храме Воскресения. Схождение Благодатного Огня наблюдается только накануне Православной Пасхи, по Православному календарю и только по молитвам Православного Патриарха. Огонь сходит только на свечи Православного Патриарха, что является еще одним неоспоримым свидетельством несомненной истинности и божественной благодатности Православия.

Великая суббота должна стать для верующего сердца тем днем, в который происходит его испытание на искренность в ожидании встречи Воскресшего Спасителя. Если в сердце пусто и нет духовной радости, то не стоит отчаиваться, еще есть время для исправления своего внутреннего человека. Господь призывает нас, по примеру благоразумного разбойника, хотя и в последний час, но все же от всего сердца принести искреннее раскаяние в своей лености и нерадении. И отринув все земные попечения и уныние, со всею силою устремить свои помышления на совершающуюся великую тайну Воскресения, дабы с радостью в сердце воскликнуть: Христос Воскресе! Воистинну Воскресе!   





Возврат к списку