28 старый стиль
Седмица 26-я по Пятидесятнице.
Священномученик митрополит Серафим (Чичагов).
Священномученик митрополит Серафим (Чичагов)
Память: Мч. Иринарха (икона) и святых семи жен. Прмч. и исп. Стефана (икона) Нового. Мчч. Стефана, Василия, Григория, другого Григория, Иоанна и иных многих. Свт. Феодора (икона), архиеп. Ростовского. Сщмч. митрополита Серафима (икона). Сщмчч. Алексия, Алексия, Василия пресвитеров, прмч. Рафаила, Викентия и мц. Анисии. Мц. Параскевы. Сщмч. Николая пресвитера. Обретение мощей прп. Сергия (икона), исп.

Священномученик Павел

Священномученик Павел

Пресвитер Леоновский
Память 4 (17) января

Амвросий Оптинский

21.10.2011

point.gifAO.jpgpoint.gif

Оптина Пустынь была известна своим «старчеством», которое ввел там преемник Паисия Величковского, основателя старчества в России, старец Леонид, в схиме Лев, переехавший из Площанской Пустыни, по приглашению архимандрита Моисея, в Оптину Пустынь. 

«Старчество» или духовное руководство, представляет собой свято-отеческое установление. Сущность которого состоит во взаимных обязанностях старца и ученика, где старец берёт в духовное руководство ученика и с отеческою заботливостью следит за внешней и внутренней жизнью своего духовного чада, обязуясь перед Богом представить его чистым и непорочным. Ученик же, со своей стороны, обязан всецело предать себя старцу, иметь к нему беспрекословное послушание, веру и открытость всестороннюю.

Св. Варсануфий великий говорит: «От Бога зависит ввести человека (в царствие небесное), за молитвы святых; а от воли человека зависит утвердиться там, или быть изринутым». Необходимость и пользу такого руководства многие познавали на опыте и потому стремились к нему всей душой, предавая себя старцам, как железо к ковачу.

Так понимал великую пользу от духовного руководства и затворник о. Иларион из Троекурова, и потому послал молодого Александра Гренкова (будущего старца Амвросия) в Оптину Пустынь, сказав ему, что он там нужен будет, тем самым провидя в нём будущего носителя этого идеала.

point.gifIMG_5656.JPGpoint.gif
point.gifIMG_5661.JPGpoint.gif
point.gifIMG_5647.JPGpoint.gif

Свято-Введенский ставропигиальный монастырь Оптина Пустынь

В то время (сер.18 века) Оптина Пустынь уже была известна таким старцами как Леонид и Макарий, архим. Моисей настоятель обители и его брат игумен Антоний. В 1840 году Александр Гренков одевает монашеское платье. 29 ноября/12 декабря 1842 г. Александр принимает постриг с именем Амвросий. Затем 1843 год — иеродьякон, 1845 год — иеромонах. За этими краткими строками — пять лет трудов, аскетической жизни, тяжёлой физической работы. Каким был его жизненный путь? Из биографических событий, которые известны, можно отметить какие-то важные вехи его многотрудной жизни. Родился мальчик 23 ноября/6 декабря 1812 г. в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в благочестивой семье Гренковых, тесно связанной с Церковью: дед — священник, отец, Михаил Фёдорович, — пономарь. Перед рождением ребёнка к деду — священнику съехалось так много гостей, что родильницу, Марфу Николаевну, перевели в баню, где она и родила сына, названного в святом крещении в честь благоверного великого князя Александра Невского. Позднее, Александр Гренков, став уже старцем, шутил: «Как на людях я родился, так всё на людях и живу». Александр был шестым из восьмерых детей в семье. Рос он живым, смышленым, бойким, в строгой семье ему иногда даже доставалось за детские шалости. В 12 лет мальчик поступил в Тамбовское духовное училище, которое блестяще закончил первым из 148 человек. С 1830 по 1836 годы юноша учился в Тамбовской семинарии. Обладая живым и веселым характером, добротою и остроумием, Александр был очень любим своими товарищами. Перед ним, полным сил, талантливым, энергичным, лежал блестящий жизненный путь, полный земных радостей и материального благополучия.

point.gifambrose-of-optina.jpgpoint.gif

Прозорливо угадав в юноше дары будущего старца, преподобные Лев и Макарий заботились о его духовном возрастании. Некоторое время он был келейником старца Льва, его чтецом, регулярно приходил по службе к старцу Макарию и мог задать ему вопросы о духовной жизни. Преподобный Лев особенно любил молодого послушника, ласково называя его Сашей. Но из воспитательных побуждений испытывал при людях его смирение. Делал вид, что гремит против него гневом. Но другим про него говорил: «Великий будет человек». После смерти старца Льва юноша стал келейником старца Макария.

point.gifAOp.jpgpoint.gif

Преподобный Амвросий был третьим по счету Оптинским старцем, учеником преподобных Льва и Макария, и самым известным и прославленным из всех Оптинских старцев. Именно он стал прототипом старца Зосимы из романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» и духовным наставником всей православной России. Л.Н. Толстой, после беседы с о. Амвросием, радостно сказал: «Этот о. Амвросий совсем святой человек. Поговорил с ним, и как-то легко и отрадно стало у меня на душе. Вот когда с таким человеком говоришь, то чувствуешь близость Бога». Другой писатель, Евгений Погожев (Поселянин) говорил: «Меня поразила его святость и та непостижимая бездна любви, которые были в нем. И я, смотря на него, стал понимать, что значение старцев — благословлять и одобрять жизнь и посылаемые Богом радости, учить людей жить счастливо, помогать им нести выпадающие на их долю тягости, в чем бы они ни состояли». В. Розанов писал: «Благодеяние от него льется духовное, да, наконец, и физическое. Все поднимаются духом, только взирая на него.

point.gif1015.jpgpoint.gif

Самые принципиальные люди посещали о. Амвросия, и никто не сказал ничего отрицательного. Золото прошло через огонь скептицизма и не потускнело». В унынии и томлении душевном Старец был особенно сильным помощником. Ошибками своими Батюшка никогда не велел смущаться «они-то нас и смиряют», добавлял он. «Кабы на хмель не мороз, так он бы и дуб перерос», говорил Батюшка, поясняя этим, что если бы разные немощи наши и ошибки не смиряли нас, то мы возомнили бы о себе очень высоко.

point.gifIMG_5681.JPGpoint.gif
point.gifIMG_5683.JPGpoint.gif
point.gifIMG_5700.JPGpoint.gif

Шамордино. Казанская Амвросиевская женская пустынь

Предметом неустанных забот о. Амвросия было попечение об одиноких женщинах, проводивших благочестивую жизнь, но по своей бедности не имевших возможности поступить в монастырь, так как в то время при вступлении в монастырь нужно было купить для себя келью, внести в обитель хотя бы малый вклад и содержать себя или своими трудами, или своими средствами. В монастырь иногда принимали и неимущих женщин, но только в тех случаях, когда поступающие имели хорошее здоровье, при котором они могли бы нести любое тяжелое монастырское послушание. Женщин с плохим здоровьем не принимали ни в один монастырь, даже при большом взносе, из опасения, что в случае продолжительной болезни они будут тяжелым бременем для монастыря. Старец Амвросий проявлял неустанную заботу о скорбящих и обездоленных женщинах, многие из которых не имели даже своего пристанища. Он всячески старался содействовать устроению женских обителей, привлекая к этому делу богатых лиц, а также и сам неусыпно вникал во все их нужды. Его заботами и указаниями были созданы: Предтеченская женская обитель в г. Кромы Орловской губернии; в 1879 г. Ахтырская Гусеевская в Саратовской губернии; в 70-х гг. по его благословению на средства благотворителей устроены женские общины — Козельщанская в Полтавской губернии и Николо-Тихвинская в Воронежской.

В устройстве всех этих общин старец Амвросий принимал самое активное участие, не только давая свое благословение на основание этих обителей, но и покровительствуя им, защищая перед епархиальными архиереями и членами св. Синода от недоброжелателей, которые иногда всячески препятствовали их устроению. Заботами старца Амвросия в Козельске был нанят особый дом для призрения душевнобольных женщин. Один состоятельный человек, почитатель о. Амвросия, живший в Москве, пожелал иметь дачу поближе к Оптиной пустыни. Он попросил иеросхимонаха Амвросия найти и купить для него имение, что вскоре и было исполнено. В 12-ти километрах от Оптиной пустыни по Калужской дороге стояла деревня Шамордино, около которой находилось небольшое имение, состоящее из одного домика и двухсот десятин земли. Престарелый владелец имения согласился продать его при условии, чтобы ему дали дожить последние дни его жизни в монастырской гостинице. Так, по Промыслу Божию, все способствовало созданию женской общины. Перед старцем Амвросием открылось широкое поле деятельности. Он принимал самое живое участие в устройстве новой обители. Еще до ее официального открытия стали строиться один корпус за другим, но желавших поступить в общину было так много, что этих помещений оказывалось недостаточно. Первыми насельницами стали уже жившие здесь сестры-послушницы, находившиеся ранее при монахине Амвросии. Чаще всего старец принимал в устрояемую им общину вдов и сирот, а также всех страдающих какой-либо болезнью и не могущих найти в жизни ни утешения, ни пристанища. Но приходили сюда также и молодые курсистки, искавшие смысл жизни, но более всего просились в общину простые крестьянки. Все они составили одну тесную семью, объединенную любовью к своему старцу, который собрал их и который так же горячо и отечески любил их. Первой настоятельницей общины о. Амвросий избрал свою духовную дочь Софью Михайловну Астафьеву, которая была самой преданной и деятельной его помощницей. Она принимала живое участие в устройстве юной общины. 4 сентября 1884 г. старец Амвросий постриг ее в монашество и ходатайствовал перед архиереем о том, чтобы утвердить монахиню Софию настоятельницей обители. 1 октября 1884 г., в день праздника Покрова Божией Матери, в обители была освящена домовая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, по имени которой и сама обитель стала называться Казанской. 

point.gifkaz_ikona.jpgpoint.gif

Местночтимая Казанская икона была главной святыней храма. Так день освящения храма стал днем основания общины. Но сам старец на открытии общины не присутствовал. Затворившись у себя в келье, он целый день провел в усиленной молитве. Вновь открытая обитель, насчитывавшая уже около 70-ти сестер, стала очень быстро расти. Производились новые постройки. Дело требовало огромных забот и средств. Все эти попечения легли на престарелого и болезненного старца, который всей душой отдавался этому делу. Сама м. София, став настоятельницей, тоже неустанно трудилась с утра до вечера, руководя всеми монастырскими работами, а также строго следя за внутренней жизнью сестер. Помимо выполнения основных монастырских обязанностей она нередко совершала поездки по делам обители в Москву, в Калугу и в другие города. Все это, вместе взятое, очень скоро сломило ее силы, и она на 3-м году своей настоятельской деятельности, 24 января 1888 г., уснула вечным сном праведницы. Старец Амвросий часто говорил о ней, что она «обрела милость у Господа». После кончины настоятельницы Софии, старец Амвросий избрал ей преемницу, способную возглавить молодую обитель и поддержать дух осиротевших сестер. По его указанию управление обителью было поручено монахине Белевского Крестовоздвиженского монастыря Евфросинии (Розовой), которая также была одной из преданнейших послушниц старца. В начале июля 1890 года старец Амвросий уехал в Шамордино. Как в каждый свой приезд в эту обитель, так и в этот раз о. Амвросий посетил постройки, ездил на монастрыскую дачу в село Руднево, беседовал с настоятельницей и сестрами. Пробыв в Шамордино более 2-х недель, старец стал собираться обратно в Оптину. Был назначен день отъезда. В назначенный день все сестры собрались около кельи, где находился старец, желая проводить его. Была уже подана карета и уложены в нее вещи батюшки. Все с нетерпением ожидали старца, желая принять от него последнее благословение, но он все не выходил. День уже начал клониться к вечеру. Карету отправили назад, объявили сестрам, что батюшка плохо себя чувствует и отложил свой отъезд. Перед самым отъездом о. Амвросий почувствовал такую слабость, что не имел сил отправиться в путь. Отдохнув за ночь, он на следующий день думал покинуть Шамордино, но опять почувствовал себя плохо и не смог уехать. Через несколько дней, в течение которых он по-прежнему принимал посетителей и занимался монастырскими делами, о. Амвросий хотел опять уехать, но та же слабость и в третий день не позволила ему осуществить это намерение. Живя в Шамордино, о. Амвросий причащался один раз в две недели. 10 октября 1891 года, старец, три раза вздохнув и с трудом перекрестившись, скончался. В ноябре 1987 г. Оптина Пустынь была возвращена Церкви. А в июне 1988 г. Поместным Собором Русской Православной Церкви преподобный Амвросий, первым из Оптинских старцев, был причислен к лику святых.

point.gifAmvrosiy.jpgpoint.gif

икона преподобного Амвросия Оптинского


текст и фотографии: Алексей Арефьев — алтарник нашего храма


Возврат к списку